Гибкое сознание Кэрол Дуэк саммари

Гибкое сознание от Кэрол Дуэк — это новый взгляд на психологию развития взрослых и детей

Существует два типа установок – на данность и на рост. Узнайте, как установка на рост поможет вам добиться успеха.

Идея этой книги проста: люди делятся на тех, кто открыт к освоению нового, и тех, кто закрыт для обучения. Это качество – или его отсутствие – опре­де­ля­ет­ся при­об­ре­тен­ны­ми пси­хо­ло­ги­че­ски­ми установками и отражается на всех аспектах жизни, от взглядов на мир до отношений с людьми.

Автор книги, профессор психологии Стэн­форд­ско­го уни­вер­си­те­та, изучила множество научных ис­сле­до­ва­ний и публикаций в СМИ в поисках сви­де­тельств того, какие плюсы и минусы несет с собой каждый из этих подходов и как они влияют на жизненный путь.

Практически все сферы че­ло­ве­че­ских отношений рас­смат­ри­ва­ют­ся в книге сквозь призму установок.

Из краткого содержания книги вы узнаете:

  • В чем различие между установками на данность и на рост;
  • Почему установка на рост раскрывает для человека больше жизненных воз­мож­но­стей;
  • Как установки влияют на поведение лидеров.

Основные идеи

  • Все мы обладаем установкой либо на данность, либо на рост.
  • Те, кто полагает, что их уровень интеллекта и личные качества неизменны, имеют установку на данность.
  • Те, кто считает возможным изменить свою личность, имеют установку на рост.
  • Люди с установкой на рост уверены, что у них обязательно будут возможности для са­мо­со­вер­шен­ство­ва­ния.
  • Установки формируют ми­ро­вос­при­я­тие. Но их можно изменить.
  • Ученики, которых хвалят за способности, обычно приобретают установку на данность и от­ка­зы­ва­ют­ся от решения сложных задач. Ученики, которых поощряют за приложенные усилия, показывают со временем лучшие результаты.
  • Спортсмены с установкой на рост воспитывают в себе силу характера, постоянно заставляя себя пре­одо­ле­вать трудности.
  • Ру­ко­во­ди­те­ли с установкой на данность, считающие себя гениями, могут быстро развалить компанию.
  • Компаниям нужно оценивать кандидатов на руководящие должности исходя не из их “природных талантов”, а из спо­соб­но­стей к личностному росту, и обязательно давать им задачи, позволяющие научиться чему-то новому.
  • Наставник должен всеми силами показывать, что он за­ин­те­ре­со­ван в том, чтобы ученик развивался и двигался дальше.

Краткое содержание Гибкое сознание Кэрол Дуэк

Установка на рост

Некоторые люди умнее, вни­ма­тель­нее или смелее других. Многие годы специалисты объясняли эти различия ин­ди­ви­ду­аль­ным сочетанием условий жизни, пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей и ге­не­ти­че­ской пред­рас­по­ло­жен­но­сти.

Но есть и другие факторы, опре­де­ля­ю­щие ин­ди­ви­ду­аль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки личности, в том числе зависящие от пси­хо­ло­ги­че­ской установки человека – установки на данность или на рост.

Те, кто считают свой уровень интеллекта и личность в целом неизменными, обладают установкой на данность. Такие люди в любой ситуации чувствуют необ­хо­ди­мость са­мо­утвер­жде­ния. Установка на данность часто прививается в детстве, под влиянием учителей или родителей.

В свою очередь, люди с установкой на рост уверены, что могут со временем развить те или иные качества или изменить их. Они верят, что будущее открывает перед ними возможности для развития, даже в самые трудные времена.

“Взгляды, которых человек при­дер­жи­ва­ет­ся, могут в корне изменить его образ жизни”.

Чтобы про­де­мон­стри­ро­вать разницу между установками на рост и на данность, был проведен эксперимент, в ходе которого участников спрашивали, что они будут делать, если сначала получат на экзамене тройку, а затем обнаружат на лобовом стекле машины штраф за непра­виль­ную парковку.

Респонденты с установкой на данность в случае такого нарастания небла­го­при­ят­ных событий посчитали бы, что на них ополчился весь мир, а респонденты с установкой на рост говорили, что стали бы уделять больше внимания учебе и тщательнее выбирать место для парковки.

“Установка меняет то, к чему люди стремятся и что они вос­при­ни­ма­ют как успех”.

Влияние установок

Установки влияют на нашу жизнь. Те, кто имеет установку на данность, склонны вос­при­ни­мать близко к сердцу каждый свой промах. Любую непри­ят­ность, от увольнения с работы до ухода любимого человека, они считают знаком того, что мир их отвергает.

Изо всех сил стараясь скрыть от окружающих свои слабости, они непо­ко­ле­би­мо верят, что их отношения с другими людьми и черты характера – как собственные, так и партнера, – всегда остаются неизменными. Люди с установкой на рост, напротив, считают, что могут изменить свою личность и развить способности.

Они любят учиться и чувствуют разо­ча­ро­ва­ние, если им не удается реализовать свой потенциал. Установка на рост помогает пре­одо­ле­вать стресс.

Помимо прочего, установки определяют лидерские качества, а также успехи в учебе. Так, сту­ден­ты-ме­ди­ки с установкой на данность теряли интерес к важному для своей спе­ци­аль­но­сти предмету, стоило им получить тройку.

Привыкнув быстро добиваться результата, они переставали ин­те­ре­со­вать­ся тем, за что немедленно не получали воз­на­граж­де­ния. В то же время студенты с установкой на рост добивались все больших успехов по мере усложнения учебного материала.

“Стремление к развитию своих воз­мож­но­стей и упорство в этом стремлении, даже (или особенно) тогда, когда у вас не очень получается, и есть главный признак установки на рост”.

Установки важны для развития природной одаренности. Один специалист, за­ни­мав­ший­ся ис­сле­до­ва­ни­я­ми в области обучения, выяснил, что у многих признанных талантов – от пловцов до музыкантов – способности проявлялись лишь после упорных занятий и экс­пе­ри­мен­тов.

К примеру, прежде чем Моцарту удалось сочинить нечто дей­стви­тель­но за­слу­жи­ва­ю­щее внимания, прошло десять лет. Изоб­ре­та­те­ли и художники сохраняют способность учиться на протяжении всей жизни, даже став вполне зрелыми людьми. Они не полагаются лишь на данные природой способности.

“В мире меняющихся достоинств… вы тянетесь к тому, чтобы освоить новое”.

Установки влияют и на то, как ведут себя люди во время депрессии. Студенты с установкой на рост стараются преодолеть по­дав­лен­ность и не забрасывают ни учебу, ни свои увлечения. А вот студенты с установкой на данность, впав в депрессию, становятся менее активными и мало ин­те­ре­су­ют­ся про­ис­хо­дя­щим вокруг.

Те, кто имеет установку на данность, реагируют на похвалу иначе, чем те, кто имеет установку на рост. Дети, которых постоянно хвалят за со­об­ра­зи­тель­ность, часто в итоге приобретают установку на данность и избегают новых, сложных задач.

Тесты показали, что они стремятся лишь получить удо­воль­ствие от успеха, не хотят рисковать и об­на­ру­жи­вать свои слабости. Школьники, которым сообщали о том, что у них есть явные способности, не выражали желания решать более сложные задачи. Они жаловались, что до­пол­ни­тель­ная нагрузка мешает им получать удо­воль­ствие от учебы.

“Люди с установкой на рост не просто ищут возможность испытать себя. Испытания для них – благодатная почва”.

В то же время ученики, которых хвалили за прилагаемые усилия, говорили, что любят трудные задания. В ходе экс­пе­ри­мен­тов выяснилось: если хвалить ребенка за его способности, это влечет за собой снижение его ко­эф­фи­ци­ен­та интеллекта (IQ), а если хвалить его за то, что он старается и усердно работает, то его IQ повышается.

“Если хвалить детей за ум, это в конечном счете приведет к тому, что они начнут чувствовать себя глупыми и действовать глупо, но пре­тен­до­вать на наличие ума”.

Навешивание ярлыков – как негативных, связанных с гендерными или расовыми сте­рео­ти­па­ми, так и позитивных (“одаренный”, “гениальный”) – может нанести немалый вред. Ярлыки, как правило, пре­пят­ству­ют раскрытию потенциала.

Существуют различные механизмы, под действием которых любой ярлык приводит к неверной самооценке, а негативный ярлык становится са­мо­сбы­ва­ю­щим­ся про­ро­че­ством. Если учитель твердит, что женщины не способны к математике и точным наукам, успе­ва­е­мость девочек по этим предметам может и вправду ухудшиться.

Когда ис­сле­до­ва­те­ли попросили подростков мужского пола сказать, насколько верны негативные стереотипы от­но­си­тель­но девчонок, само обсуждение этих стереотипов спо­соб­ство­ва­ло повышению у мальчиков самооценки.

Как изменить установки?

Результатом установок является фор­ми­ро­ва­ние опре­де­лен­но­го ми­ро­вос­при­я­тия. Однако установки можно менять, осваивая новые навыки. Человек способен научиться мыслить иначе и реагировать на внешние события и трудности по-другому.

“Для людей с установкой на данность… «потеря лица» может пре­вра­тить­ся в неиз­гла­ди­мую, не дающую им покоя травму”.

К примеру, когда спортсмены с установкой на рост раз за разом пре­одо­ле­ва­ют себя, они воспитывают в себе по­ло­жи­тель­ные черты характера. По сви­де­тель­ству психологов, такие спортсмены не нацелены в своих помыслах ис­клю­чи­тель­но на победу, – они со­сре­до­то­че­ны на процессе, получая столько же удо­воль­ствия от преодоления трудностей, сколько и от финального успеха.

Они учатся на неудачах и знают, что упорный труд приносит результаты. Спортсмены с установкой на данность, напротив, стремятся к победе любой ценой, желая показать, что они сильнее соперников, а проиграв, впадают в депрессию.

“Для установки на данность идеал – мгновенная, полная и вечная сов­ме­сти­мость”.

Гибкое сознание Кэрол Дуэк

Талант и обучение

Современный бизнес буквально молится на таланты. Это неизбежно вы­ра­ба­ты­ва­ет опре­де­лен­ные установки. Компания Enron активно привлекала талантливых сотрудников с высшим об­ра­зо­ва­ни­ем.

В ней сфор­ми­ро­ва­лась особая внутренняя культура, при которой работники просто не могли позволить себе допустить ошибку: тем самым они повредили бы своей репутации и имиджу корпорации.

Enron ни за что не желала признавать свои ошибки и трепетно относилась к своему имиджу, поэтому, когда инвесторы хотели получить более подробные сведения о состоянии компании, установка на данность заставляла ее руководство вставать в обо­ро­ни­тель­ную позицию и лгать.

Ис­сле­до­ва­ния показывают, что компании, во главе которых стоят люди с установкой на рост, пред­по­чи­та­ют нанимать сотрудников, не пе­ре­чис­ля­ю­щих в резюме свои степени, а способных выявлять узкие места и находить решения проблем.

Такие лидеры верят в способность человека расти и справляться с трудностями. В ходе одного ис­сле­до­ва­ния специалисты провели срав­ни­тель­ный анализ компаний, взяв за отправную точку динамику стоимости их акций.

Сравнив компании, по­ка­зы­вав­шие впе­чат­ля­ю­щий рост, с теми, курс акций которых не изменялся либо падал, они выяснили: успех зависит от наличия лидера, способного постоянно наблюдать, как идут дела в фирме, и решать возникающие проблемы.

“Установка на данность заставляет вас переживать по поводу того, как вас оценят, и это не может не смущать и не беспокоить вас”.

Другие ис­сле­до­ва­те­ли провели эксперимент со студентами биз­нес-дис­ци­плин, который позволил им сделать важные выводы. Оказывается, сама постановка задачи и критерии оценки ее выполнения спо­соб­ству­ют фор­ми­ро­ва­нию той или иной установки.

Перед двумя группами студентов поставили достаточно сложную задачу управления ги­по­те­ти­че­ской мебельной компанией. Одной группе сообщили, что по результатам задания будут оценивать их природные ме­не­джер­ские способности, и таким образом у испытуемых сти­му­ли­ро­ва­ли установку на данность.

Другим же было сказано, что задание даст им возможность выработать у себя ме­не­джер­ские способности: так у этих студентов сфор­ми­ро­ва­ли установку на рост. Поначалу ни одна группа не справлялась с задачей. Но со временем члены группы с установкой на рост извлекли уроки из собственных ошибок и, мотивируя друг друга, обогнали первую группу.

“Малкольм Гладуэлл, писатель… как-то высказал пред­по­ло­же­ние, что мы как общество ценим легкие достижения – те, что дались нам без усилий, – превыше успехов, достигнутых трудом”.

Объясняя учащимся, в чем значение правильной установки, можно существенно повысить их самооценку. Главное здесь – показать, что наставник за­ин­те­ре­со­ван в том, чтобы ученик развивался и двигался дальше.

Но при этом пре­по­да­ва­те­ли должны быть осторожны в фор­му­ли­ров­ках. Как уже было сказано, необ­ду­ман­ная похвала часто работает против учащегося: у него может возникнуть неверное пред­став­ле­ние об эф­фек­тив­но­сти своего учебного метода, об уровне своих спо­соб­но­стей и о том, как скоро можно достичь значимых результатов.

Хвалите учащихся за усилия и достижения, чтобы сти­му­ли­ро­вать в них стремление к более сложным задачам. С детьми нужно быть особенно осторожными в оценочных суждениях. Из брошенного мимоходом “Ты все быстро схватываешь, ведь ты такой со­об­ра­зи­тель­ный” дети могут сделать вывод, что усваивать что-то новое медленно – это плохо.

Неразумно также всеми силами защищать детей от ошибок. В жизни человеку нередко приходится оказываться отнюдь не в роли победителя. Родители, которые видят свою цель в том, чтобы помочь ребенку всегда быть лучшим, не дают ему установок, помогающих адекватно справиться с неудачей.

В итоге в подобных случаях он склонен обвинять других, принижать значение того дела, которое ему не удается, или, боясь поражения, делать его са­мо­сбы­ва­ю­щим­ся про­ро­че­ством.

“Оживление стереотипа вызывает в головах различные отвлекающие от дела мысли и тайные опасения, что стереотип таки будет подтвержден”.

Установки и лидерство

Лидер с установкой на данность может привести компанию к краху. Один ис­сле­до­ва­тель установил, что со­сре­до­то­чен­ность ру­ко­во­ди­те­лей ис­клю­чи­тель­но на своей репутации может стоит их компаниям жизни.

К примеру, Ли Якокка, который сумел возродить корпорацию Chrysler, со временем стал думать лишь о собственном имидже. И пока он увлеченно занимался са­мо­п­ро­слав­ле­ни­ем, компания вновь пришла в упадок.

“Знаменитый социолог Бенджамин Барбер однажды сказал: «Я не делю общество на слабых и сильных или на успешных людей и неудачников… Я делю общество на тех, кто учится, и тех, кто не учится»”.

Тот же ис­сле­до­ва­тель обнаружил, что лидеры, считающие себя гениями или пророками, не в состоянии создать великую команду. Альберт Данлэп, считавший себя выдающимся ан­ти­кри­зис­ным менеджером, был приглашен в компанию Sunbeam.

Желая стать героем в глазах акционеров, он закрыл две трети заводов и уволил половину сотрудников. Однако стоимость компании поднялась так высоко, что он оказался не в состоянии ее продать. Вынужденный заняться управлением компанией, он увольнял несогласных и ис­кус­ствен­но завышал цифры доходности. Через два года его выставили за порог.

Ру­ко­во­ди­те­ли с установкой на рост являют собой про­ти­во­по­лож­ный пример. Возглавив General Electric, Джек Уэлч сразу же признал, что он не гений, и выразил готовность учиться. Он стал сти­му­ли­ро­вать вклад сотрудников в развитие компании и разрушать внутренние бю­ро­кра­ти­че­ские барьеры, часто встречался с рабочими, чтобы узнать их мнение.

А однажды он отправился в элитный клуб топ-ме­не­дже­ров компании и поднял вопрос о его де­я­тель­но­сти и планах. Вскоре президент клуба объявил, что клуб пре­вра­ща­ет­ся в отряд доб­ро­воль­цев и открывает членство для всех желающих.

Спустя 20 лет в нем уже числилось 42 тысячи сотрудников, шеф­ство­вав­ших над школами, биб­лио­те­ка­ми и детскими площадками. Уэлч уволил четырех ру­ко­во­ди­те­лей, выполнявших финансовые планы, но не следовавших кор­по­ра­тив­ным ценностям компании. Но и он не был застрахован от неудач.

Приобретя ин­ве­сти­ци­он­ный банк Kidder, Peabody & Co, в котором работали нечистые на руку трейдеры, Уэлч совершил ошибку, которая обошлась General Electric в сотни миллионов долларов. Но эта история помогла ему понять, сколь тонкая грань отделяет избыточную са­мо­уве­рен­ность от провала.

В целом за 20 лет работы Уэлча стоимость GE поднялась с 14 до 490 миллиардов долларов.

Хорошие ру­ко­во­ди­те­ли горят желанием учиться. Мно­го­чис­лен­ные ис­сле­до­ва­ния доказывают, что при­рож­ден­ных лидеров не существует. Лидерами становятся, изменяя себя.

Вместо того чтобы пытаться найти будущих лидеров, ори­ен­ти­ру­ясь на природный талант, компаниям следует оценивать кандидатов на руководящие должности исходя из их спо­соб­но­стей к личностному росту и обязательно давать им задачи, позволяющие научиться чему-то новому.

Предо­став­ляя сотрудникам возможности для обучения, фирма не только спо­соб­ству­ет их росту и повышению доходов, но и помогает им научиться справляться с трудностями.

В любви и на войне

И в личных отношениях люди с разными установками ведут себя по-разному. Те, кто имеет установку на данность, пред­по­чи­та­ют спонтанное начало отношений и драматичные расставания. Они с трудом прощают, поскольку партнер может счесть это слабостью.

Когда в отношениях что-то идет не так, они, как правило, обвиняют в этом своих избранников, отрицая собственную вину. Некоторые способны так увлечься кон­ку­рент­ной борьбой с партнером, что принижают и его достижения, и его личные достоинства.

В зависимости от того, как вы вос­при­ни­ма­е­те внешние события и как на них реагируете, ваше ми­ро­вос­при­я­тие может стать для вас источником радости – либо постоянных переживаний. Люди с установкой на данность обычно склонны к критике.

Используя когнитивную терапию, психологи побуждают таких людей спрашивать себя, почему они резко судят об окружающих и оправданны ли подобные суждения. Это один из способов разрушить установку на данность и открыть для себя возможность роста.

Гибкое сознание Кэрол Дуэк, приобрести книгу