Илон Маск саммари

Илон Маск, Tesla, SpaceX и дорога в будущее. Можно ли сделать невыполнимое, и сделать это быстро? Можно, если вы Илон Маск.

Илон Маск – уди­ви­тель­ная и даже невероятная личность. Чтобы в этом не сомневаться, достаточно вспомнить о таких его достижениях, как прин­ци­пи­аль­но новый подход к созданию космических кораблей и начало массового про­из­вод­ства элек­тро­мо­би­лей.

В то же время Маск – крайне про­ти­во­ре­чи­вый и сложный человек. Наверное, иначе и быть не может: “обычные” люди не ставят себе таких грандиозных и даже фан­та­сти­че­ских целей.

В своей книге Эшли Вэнс про­сле­жи­ва­ет жизненный путь Маска от первых лет жизни. Автор рас­ска­зы­ва­ет не только о том, как начинались и развивались его знаменитые проекты, но и о том, как скла­ды­ва­лась его личная жизнь, вза­и­мо­от­но­ше­ния с коллегами и обществом.

Вэнс не перегружает книгу пси­хо­ло­ги­че­ски­ми этюдами. Его книга – это увле­ка­тель­ная, насыщенная интересными фактами биография, основанная на вос­по­ми­на­ни­ях самого Маска, его коллег и друзей. А выводы остается делать читателю.

Из краткого содержания книги вы узнаете:

  • Как скла­ды­ва­лась личность Илона Маска и его способ мышления;
  • Как развивались компании Zip2, X.​com, SpaceX и Tesla;
  • Каким образом Маску удалось произвести революцию сразу в нескольких отраслях.

Основные идеи

  • Стремление любой ценой добиться цели и склонность к риску у Илона Маска в крови.
  • С ранних лет у Маска проявились недюжинные способности к со­сре­до­то­чен­ной работе и к ви­зу­а­ли­за­ции идей.
  • Из-за склонности к ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­но­сти и некоторых осо­бен­но­стей характера у себя на родине, в Южной Африке, Маск был аутсайдером.
  • Создавая свою первую крупную компанию, Zip2, Маск стал одним из тех, кто впервые попытался поставить ин­тер­нет-тех­но­ло­гии на службу бизнесу.
  • С компанией X.​com Маск стремился произвести революцию в ин­тер­нет-бан­кин­ге. Этой цели ему достичь не удалось, но проект оказался прибыльным: его итогом стало слияние X.​com с PayPal.
  • Компании SpaceX удалось опередить конкурентов и по про­из­во­ди­тель­но­сти, и по срокам выполнения заказов, и по уровню затрат.
  • Созданный Маском элек­тро­мо­биль Tesla произвел революцию в ав­то­мо­би­ле­стро­е­нии.
  • Маск – человек резкий и не склонный к эмоциям, способный легко уволить даже того, с кем бок о бок проработал много лет.
  • Секрет успеха Илона Маска – в ин­тел­лек­ту­аль­ной одаренности, в готовности идти на большой риск и очень много работать.
  • Маск считает, что ради блага че­ло­ве­че­ства необходимо осваивать космос и полностью отказаться от ис­поль­зо­ва­ния ископаемых видов топлива.

Краткое содержание Илон Маск

Ранние годы

Илон Маск родился в 1971 году в Южной Африке, куда в свое время переехал вместе с семьей из Канады его дед по материнской линии, мануальный терапевт.

Уже в раннем возрасте было заметно, что Илон превосходит своих сверстников в развитии. Он отличался лю­бо­зна­тель­но­стью, энер­гич­но­стью, умел полностью со­сре­до­то­чить­ся на по­став­лен­ной задаче, от­го­ра­жи­ва­ясь от окружающего мира.

Илон много читал. Он перечитал все книги из школьной и городской библиотек и принялся за Британскую эн­цик­ло­пе­дию.

Когда Илону было около десяти лет, его родители развелись. Мальчик остался жить с матерью, а потом решил переехать к отцу. Отец был успешным инженером и часто брал Илона и его брата Кимбала в заграничные поездки.

Бывая у отца на работе, мальчики учились про­кла­ды­вать элек­тро­про­вод­ку, уста­нав­ли­вать сантехнику, класть кирпичи. Им нравилась такая жизнь, но нельзя сказать, что они были счастливы, – у отца был тяжелый характер.

“Жизнь Маска, в которой все подчинено осу­ществ­ле­нию его дерзких замыслов, экс­тра­ва­гант­на и порой про­ти­во­ре­чит здравому смыслу”.

Илона увлекали книги и видеоигры, а спортом он совершенно не ин­те­ре­со­вал­ся. В старшей школе он ничем особенным не выделялся: он не был природным лидером, и никто не прочил ему большого будущего.

Не был он и круглым отличником. На это, впрочем, были свои веские причины: Илон не хотел тратить время и силы на предметы, которые ему были неинтересны.

Зато по физике и ком­пью­тер­ной науке он намного опережал од­но­класс­ни­ков.

“Маск не только верит в свои «абсурдные» идеи, но и, если у него хватает времени, добивается результата”.

Переезд в Канаду

В 17 лет Илон перебрался в Канаду. Возможно, он не хотел служить в армии ЮАР, а может быть, Канада пред­став­ля­лась ему “пе­ре­ва­лоч­ным пунктом” на пути в Америку – страну, где, по его убеждению, он мог осуществить свои самые че­сто­лю­би­вые цели.

В Канаде Илон надеялся оста­но­вить­ся у своего двоюродного деда, с которым, правда, не связался заранее. Но уже в Монреале выяснилось, что дед переехал в Соединенные Штаты.

Тогда Илон сел на автобус и проехал почти две тысячи миль до небольшого городка в провинции Саскачеван, где остановился у другого род­ствен­ни­ка. Он прожил там целый год, перебиваясь случайными заработками.

Позже в Канаду переехала его мать вместе с остальными детьми. Илон поступил в Королевский университет.

В уни­вер­си­те­те ему понравилась одна девушка, Джастин Уилсон. Джастин отвечала ему лишь сдержанной бла­го­склон­но­стью. Однако Илон ухаживал очень настойчиво, подражая отцу, который годами добивался любви его матери. В конце концов он достиг цели – в 2000 году они с Джастин поженились.

“Раз идея его увлекла, следом ждите… хитроумных маневров и жестких по­ли­ти­че­ских интриг, но обязательно с грандиозным финалом”.

В Кремниевой долине

Летом 1994 года Илон прошел две стажировки в Кремниевой долине: одну в Pinnacle Research Institute, где занимался су­пер­кон­ден­са­то­ра­ми, другую – в Rocket Science Games, где писал коды для видеоигр.

Кремниевая долина не разо­ча­ро­ва­ла Илона. Он нашел там и большие возможности, и работу, которая со­от­вет­ство­ва­ла его амбициям.

“Zip2, возможно, являлась пер­спек­тив­ным ин­тер­нет-пред­при­я­ти­ем, ори­ен­ти­ро­ван­ным на Ин­фор­ма­ци­он­ную эпоху, но чтобы запустить бизнес, требовалось старомодное умение продавать”.

Бизнесом Илон впервые занялся, когда ему было двенадцать. Он разработал ком­пью­тер­ную игру Blastar, и публикация исходного кода игры (который состоял всего из 167 строк) принесла ему 500 долларов.

Во время учебы в Королевском уни­вер­си­те­те Илон собирал для студентов компьютеры. А учась в Пен­силь­ван­ском уни­вер­си­те­те, он вместе с од­но­курс­ни­ком снял большой дом, который по выходным они превращали в ночной клуб, собирая за вход по 5 долларов.

Идея бизнеса в Интернете пришла Илону во время одной из стажировок в Кремниевой долине. В стартап, где он ста­жи­ро­вал­ся, пришел торговый агент из из­да­тель­ства телефонных спра­воч­ни­ков.

В дополнение к размещению информации о компании в справочнике он попытался продать размещение этой информации в онлайновом каталоге. Продавец сам плохо представлял, о чем говорит, но Илон увидел в его предложении отличную возможность.

В 1995 году он вместе с братом Кимбалом создал свой первый настоящий биз­нес-про­ект – компанию Global Link Information Network.

“Эпизод с PayPal имел для Маска как по­ло­жи­тель­ные, так и от­ри­ца­тель­ные стороны. Его репутация как лидера пострадала, и средства массовой информации впервые набросились на него”.

Во времена, когда никто еще толком не понимал, как ис­поль­зо­вать Интернет для бизнеса, Илон решил создать он­лайн-ка­та­лог ресторанов, магазинов, па­рик­ма­хер­ских с привязкой к карте.

Илон написал код, а Кимбал занялся продажами. В самом начале у них, строго говоря, даже не было никакого продукта, но уже к 1996 году они смогли перейти с местного уровня на об­ще­на­ци­о­наль­ный.

Ин­ве­сти­ци­он­ная компания Mohr Davidow вложила в Global Link три миллиона долларов и пе­ре­име­но­ва­ла ее в Zip2. Илон занимал в ней должность тех­ни­че­ско­го директора. В 1999 году Compaq приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов.

“Ясный, лаконичный стиль Маска – это труд логика, движущегося по­сле­до­ва­тель­но от одного пункта к другому”.

X.com

После продажи Zip2 Маск стал искать отрасль с большим финансовым потенциалом, но низкой эф­фек­тив­но­стью, которую можно было бы повысить с помощью Интернета.

Такой отраслью оказались финансы. У Маска появилась идея создать ин­тер­нет-банк. Многие специалисты ее отвергли, ссылаясь на проблемы с без­опас­но­стью, но Маск не отступился.

В марте 1999 года он запустил проект X.​com, в который вложил 12 миллионов долларов. (К тому времени он уже с широтой тратил свои средства: купил дом, самолет и спортивный автомобиль McLaren за миллион долларов, который, не застраховав, через год разбил).

В свой новый проект Маск привлек одного из лучших веб-ин­же­не­ров и про­грам­ми­стов компании Zip2 и двух спе­ци­а­ли­стов по финансам. Все были согласны, что банковская система устарела, но не знали, как решать проблемы нор­ма­тив­но-пра­во­во­го характера.

Проект не двигался с места. На этой почве в команде стали возникать личные конфликты, за­кон­чив­ши­е­ся тем, что несколько ее членов покинули проект. Это не смутило Маска. Ему все равно удалось поставить X.​com на ноги.

“Как бы хорошо ни звучала идея сделать дешевую пусковую ра­ке­ту-но­си­тель, у частного лица было крайне мало шансов этого добиться”.

Главным конкурентом X.​com стала компания Confinity, создавшая сервис PayPal. В 2000 году конкуренты решили объединить свои усилия и провели слияние. Однако общей команды не получилось.

Между бывшими со­труд­ни­ка­ми X.​com и Confinity постоянно возникали разногласия. Например, команда Confinity настаивала на ис­поль­зо­ва­нии открытого про­грамм­но­го обеспечения, а Маск хотел ис­поль­зо­вать продукты Microsoft.

В итоге объ­еди­нен­ная компания столкнулась с серьезными тех­ни­че­ски­ми проблемами и не смогла обес­пе­чи­вать нарастающий спрос. Несколько сотрудников за спиной Маска стали добиваться его отстранения от должности ге­не­раль­но­го директора.

Маску пришлось отступить и занять должность советника. Он не стал сводить с компанией счеты. Напротив, продолжал в нее ин­ве­сти­ро­вать, увеличивая тем самым свою долю.

Со временем сервис PayPal стал работать лучше. Когда лопнул пузырь доткомов, PayPal выстоял. В 2002 году компания eBay купила PayPal за 1,5 миллиарда долларов. Доход Маска от сделки составил 250 миллионов.

“Маск всегда старался заставить своих сотрудников трудиться больше и ка­че­ствен­нее, и не важно, шла ли речь о должностных обя­зан­но­стях или до­пол­ни­тель­ной работе”.

SpaceX

В 2001 году Маск начал посещать собрания Мар­си­ан­ско­го общества, де­я­тель­ность которого была посвящена ис­сле­до­ва­нию и освоению Марса.

Маск жертвовал обществу деньги и пытался установить связи в аэро­кос­ми­че­ской отрасли, но его не вос­при­ни­ма­ли всерьез. Впрочем, по­жерт­во­ва­ния давали ему право голоса.

Новая идея Маска – построить космический корабль – была, как и прежние, встречена скептически. Маск попытался купить у России меж­кон­ти­нен­таль­ную бал­ли­сти­че­скую ракету, которую можно было бы ис­поль­зо­вать в качестве носителя, но получил отказ.

Соратником Маска стал Том Мюллер, который работал в Hughes Aircraft, затем в TRW Space & Electronics, где он руководил разработкой двигателя TR-106. Мюллеру нравилось экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с идеями, которые в TRW считали безумием.

В июне 2002 года Маск основал Space Exploration Technologies, или SpaceX. Эта компания стремилась стать “Southwest Airlines космоса”; для этого нужно было научиться строить ракеты лучше и дешевле конкурентов.

В случае успеха SpaceX могла произвести настоящую революцию в аме­ри­кан­ской кос­мо­нав­ти­ке. И военные, и ученые были за­ин­те­ре­со­ва­ны в том, чтобы чаще запускать спутники.

После множества экс­пе­ри­мен­тов и провалов SpaceX наконец достигла успеха. В этот период Маск пережил личную трагедию: его первый ребенок умер в возрасте двух с небольшим месяцев.

После этого Маск замкнулся в себе и с головой ушел в работу. Это пошло на пользу делу, но не его семейной жизни.

“Произведя расчеты по Tesla и SpaceX, Маск понял, что только у одной компании из двух может быть небольшой шанс на выживание”.

Маску удалось сфор­ми­ро­вать очень сильную команду. Сотрудники SpaceX могли работать круг­ло­су­точ­но (что часто и происходило) и выполняли буквально невы­пол­ни­мые задачи.

Компания пре­вра­ти­лась в невероятное сочетание це­ле­устрем­лен­но­сти, энергии и… невежества. Многие из сотрудников SpaceX пытались строить ракеты, понятия не имея, возможно ли в принципе то, чего они хотят добиться.

Их работа приняла меж­дис­ци­пли­нар­ный характер. Итогом стал ряд новых разработок и успех, на который никто не рассчитывал.

“Чтобы вытащить Tesla из передряги, Маску по­тре­бо­ва­лось по­жерт­во­вать всем своим состоянием”.

Несмотря на все неудачные запуски и на то, что в 2008 году компания едва не прекратила су­ще­ство­ва­ние, теперь она стоит 12 миллиардов долларов. SpaceX запускает в космос ракеты для разных целей – как научных, так и ком­мер­че­ских.

Многие авиа­кос­ми­че­ские компании поручают про­из­вод­ство большинства ком­плек­ту­ю­щих подрядчикам. В отличие от них SpaceX строит ракеты пре­иму­ще­ствен­но са­мо­сто­я­тель­но и производит более совершенное обо­ру­до­ва­ние с меньшими затратами.

В результате запуск ракет SpaceX обходится намного дешевле. Например, стоимость одного запуска в United Launch Alliance – 380 миллионов долларов, а в SpaceX – 90 миллионов.

Tesla Motors

В Стэнфорде Джей-Би Штробель изучал инженерное дело и электронику. По окончании уни­вер­си­те­та он включился в работу по созданию элек­тро­мо­би­ля на солнечной энергии и ли­тий-ион­ных ак­ку­му­ля­то­рах.

Для продолжения работы требовалось фи­нан­си­ро­ва­ние. В 2003 году Штробель по­зна­ко­мил­ся с Маском, и после первой же беседы Маск предложил ему десять тысяч долларов.

Идея создания подобного элек­тро­мо­би­ля также ин­те­ре­со­ва­ла Мартина Эберхарда и Марка Тарпеннинга. Учредив Tesla Motors, они предложили Маску стать их инвестором.

Вскоре к их работе при­со­еди­нил­ся Штробель, который поделился своими наработками по ли­тий-ион­ным ак­ку­му­ля­то­рам.

“Даже те, кто был уволен… до сих пор боготворят Маска и рас­ска­зы­ва­ют о нем в терминах, применимых скорее к супергерою или божеству”.

Компания Tesla развивалась как типичный стартап из Кремниевой долины: проблемы решались по мере их поступления. Ее основатели сначала занимались ис­сле­до­ва­ни­я­ми и кон­стру­и­ро­ва­ни­ем у себя дома, затем арендовали мастерскую.

Команда Tesla Motors пробовала разные подходы и идеи, в также уже имеющиеся разработки. Так, она попыталась ис­поль­зо­вать в своем будущем электрокаре силовой блок от элек­тро­мо­би­ля Tsero про­из­вод­ства AC Propulsion.

Одной из новых идей было па­рал­лель­ное соединение ли­тий-ион­ных батарей. Ранее никто ничего подобного не делал. Однако испытания показали, что в батарейном блоке существует вероятность возгорания и взрывов.

Решением этой проблемы занималась отдельная команда; были уничтожены тысячи батарей, но решение все-таки удалось найти.

“На­стой­чи­вость Маска при объяснении ранних истоков его страсти к элек­тро­мо­би­лям, солнечной энергии и ракетам несколько напрягает. Похоже, будто Маск пытается самолично скон­стру­и­ро­вать историю своей жизни”.

Разработав два прототипа, раз­ра­бот­чи­ки пришли к выводу, что способны создать не просто некое средство пе­ре­дви­же­ния, а вы­со­ко­класс­ный элек­тро­мо­биль.

В июле 2006 года компания про­де­мон­стри­ро­ва­ла прототип, который пред­по­ла­га­лось производить в огра­ни­чен­ном количестве и продавать по высокой цене.

Это вызвало интерес к Tesla Motors со стороны по­тен­ци­аль­ных покупателей и инвесторов. Была предпринята попытка наладить про­из­вод­ство, но у компании возникли сложности с по­став­щи­ка­ми.

Из-за конфликтов, связанных со стра­те­ги­че­ским видением и личными вза­и­мо­от­но­ше­ни­я­ми, компанию покинули многие сотрудники, в том числе один из основателей, Эберхард.

Сложности возникли у Маска и в личной жизни. Несмотря на то что он снова стал отцом, Маск практически не бывал дома. Это стало причиной конфликтов с Джастин, которые привели к разводу.

Впрочем, вскоре Маск по­зна­ко­мил­ся с Талулой Райли; через несколько недель он сделал ей предложение.

В 2008 году Tesla и SpaceX едва не потерпели крах. Ежемесячные затраты Tesla составляли четыре миллиона долларов. Маск вложил в нее миллионы из личных средств, в том числе 15 миллионов, вырученных от продажи Everdream – стартапа одного из своих кузенов, в который он ин­ве­сти­ро­вал. Но эти затраты себя оправдали.

“Способность сохранять кон­цен­тра­цию в условиях кризиса является одним из главных преимуществ Маска по сравнению с другими ру­ко­во­ди­те­ля­ми и кон­ку­рен­та­ми”.

SpaceX заключила с НАСА контракт на 12 полетов на Меж­ду­на­род­ную космическую станцию, на общую сумму 1,6 миллиарда долларов. Это определило успех SpaceX и помогло компании Tesla начать производить элек­тро­мо­би­ли, а также создать сеть зарядных станций по всей территории США.

Всего через пару месяцев после старта продаж Model S журнал Motor Trend объявил ее автомобилем года. И самому Маску, и компании Tesla предстояло еще столкнуться со многими трудностями, но их успех был без пре­уве­ли­че­ния ре­во­лю­ци­он­ным.

Характер и стиль

Илона Маска всегда отличала неуемная жажда знаний. Он постоянно рас­спра­ши­ва­ет новых сотрудников о специфике их работы, чтобы как можно больше узнать о самых разных вещах.

Маск не раз увольнял тех сотрудников, которые заявляли, что выполнить то или иное поручение невозможно. Все финансовые, физические и тех­но­ло­ги­че­ские ограничения Маск рас­смат­ри­ва­ет как вызов.

Он ставит сроки, выдержать которые невозможно, и составляет очень плотные рабочие графики. Маск считает, что все должны быть столь же компетентны и ра­бо­то­спо­соб­ны, как он сам.

Его часто постигают неудачи, но ему все равно удается добиваться потрясающих результатов.

Маск – человек резкий. Дело для него важнее эмоций. Без капли сожаления он увольняет людей, которые верой и правдой служили ему многие годы. Споры о том, как следует выполнять ту или иную задачу, часто перерастают в конфликты.

Маск убежден, что космические путешествия – един­ствен­ный путь к спасению че­ло­ве­че­ства, и чтобы выжить, люди должны ко­ло­ни­зи­ро­вать Марс. Ис­поль­зо­ва­ние уг­ле­во­до­ро­дов, по его мнению, наносит окружающей среде огромный вред, и создание элек­тро­мо­би­ля позволит сделать жизнь лучше.