iКона Стив Джобс

Как глава компаний Apple и Pixar Стив Джобс, пройдя через череду поражений и неудач, завоевал для своих компаний ведущие позиции в компьютерной, музыкальной и киноиндустрии.

Из краткого содержания книги вы узнаете:

  • Как юный Стив Джобс участвовал в революции в области пер­со­наль­ных компьютеров;
  • Как без­рас­суд­ная манера руководства и трудный характер стоили ему места в Apple Computer;
  • Как он, пройдя через череду неудач, сумел стать гигантом трех крупнейших отраслей.

iКона Стив Джобс

Основные идеи

  • Стив Джобс всегда обладал умением вдохновлять людей, однако в начале карьеры он был известен своей грубостью, склонностью к обману и ма­ни­пу­ля­ци­ям.
  • С момента основания Apple Computer, Inc. Джобс проявил свой талант в создании стильных, удобных для поль­зо­ва­те­ля изделий с продуманным интерфейсом.
  • Многие ошибки Джобса были связаны с его стремлением доверять собственным инстинктам, игнорируя все остальное.
  • После ухода Джобса из Apple его проекты часто приводили к неудачам на рынке и огромным финансовым потерям.
  • Возвращение Джобса к вершинам успеха началось в тот момент, когда, преодолев собственное навязчивое стремление к созданию аппаратных продуктов, он пе­ре­клю­чил­ся на про­из­вод­ство про­грамм­но­го обеспечения и контента.
  • Много сил и собственных средств он отдал развитию Pixar Animation Studios.
  • Джобс был един­ствен­ным из директоров Apple, кто по­чув­ство­вал и поддержал свое­об­раз­ную культуру сообщества инженеров и про­грам­ми­стов.
  • iPod, iTunes и iTunes Music Store радикально изменили музыкальную индустрию.
  • Под ру­ко­вод­ством Джобса Apple сумела составить реальную конкуренцию корпорации Microsoft, поставив под угрозу ее монопольное положение на рынке.
  • В возрасте 50 лет Джобс, сделавший выводы из прошлых ошибок и из­ме­нив­ший­ся к лучшему, был гигантом трех отраслей: музыкальной, ком­пью­тер­ной и кино.

Взлеты и падения

Стив Джобс всегда обладал харизмой. В первые годы су­ще­ство­ва­ния Apple Computer, Inc., многие говорили, что, кроме харизмы, у него за душой ничего и нет. Однако в январе 2000 года, когда Джобс вышел на сцену на выставке MacWorld Expo, чтобы объявить о своем возвращении на пост СЕО Apple, это был совершенно другой человек.

Пятнадцать лет неудач сделали его скромнее и человечнее. Даже Стивен Возняк, не общавшийся с Джобсом долгие годы, был тронут до слез, увидев, как сильно изменился его бывший товарищ по Apple.

Стивен Джобс родился в 1955 году. Его детство прошло в Калифорнии. Упрямый и дерзкий, законченный ин­ди­ви­ду­а­лист, он словно притягивал к себе непри­ят­но­сти. В старших классах школы Стив уже был одержим страстью к электронике. В 1969 году он по­зна­ко­мил­ся со Стивеном Возняком по прозвищу Воз.

Тот был на пять лет старше Джобса и уже пользовался репутацией знатока электронной техники. Джобс поступил в колледж, но вскоре бросил учебу. Его притягивала жизнь хиппи, наркотики, дзен-буд­дизм, восточная философия. Про­пу­те­ше­ство­вав несколько месяцев по Индии, Джобс вернулся в Калифорнию, где вместе с Возняком начал чрезвычайно доходный бизнес.

Они собирали и продавали устройства для неле­галь­но­го подключения к телефонным линиям, с помощью которых поль­зо­ва­те­ли могли бесплатно звонить в другие города и страны. В 1976 году в возрасте 21 года Джобс занялся вместе со своим партнером вполне официальным бизнесом – сборкой пер­со­наль­ных компьютеров для домашнего пользования. Джобс назвал компанию Apple Computer.

“Стив… был борцом, человеком, уверенным в своей правоте”.

Свежие яблоки

Первый компьютер Apple I был просто набором плат без корпуса. Затем компания перешла к созданию Apple II – первого в истории пол­но­цен­но­го домашнего компьютера. Покупателю нужно было лишь достать его из коробки, и он мог сразу приступать к работе, а гнезда для плат расширения позволяли увеличивать его возможности.

Как управленец Джобс поступал безжалостно, ма­ни­пу­ли­ро­вал со­труд­ни­ка­ми, умело пускал в ход свою харизму – и был маниакально предан делу. С самого начала он яростно кон­флик­то­вал с другими ру­ко­во­ди­те­ля­ми и не чурался хитростей и прямого обмана – даже если дело касалось Воза, вскоре вовсе пре­кра­тив­ше­го с ним отношения.

Личная жизнь его была весьма бес­по­ря­доч­ной: он отказался признать свою но­во­рож­ден­ную дочь Лизу и оставил ее расти в бедности. В то же время он был одержим идеей создания ре­во­лю­ци­он­ных устройств, и его страсть вдохновляла коллектив Apple. Вновь и вновь он заставлял своих инженеров и про­грам­ми­стов совершать чудеса.

Компания стре­ми­тель­но росла, и, казалось, Джобсу удается все, что бы он ни задумал. К 24 годам он был миллионером, и ему пришлось учиться вести себя как ци­ви­ли­зо­ван­ный бизнесмен, по крайней мере, на публике.

“Безусловно, внутренняя сила Стива делала его про­ти­во­ре­чи­вую личность в какой-то степени приемлемой для окружающих, ведь в большинстве случаев он оказывался прав”.

Однако президент и совет директоров Apple не спешили наделять Джобса всей полнотой власти. Компьютер Apple III, про­ек­ти­ро­ва­ни­ем которого он руководил, так никогда и не начал работать как надо. Джобс мечтал создать компьютер для нужд бизнеса – свой собственный, без участия Воза.

Он возглавил работу над компьютером, который назвал Lisa в честь не признанной им дочери. В этот же период он добился разрешения на посещение ис­сле­до­ва­тель­ско­го центра компании Xerox в Пало-Альто, где воочию увидел будущее: компьютеры, объ­еди­нен­ные в локальную сеть, снабженные графическим интерфейсом и “мышью”.

Джобс и его сотрудники сразу поняли, сколь мощным потенциалом обладают технологии, раз­ра­бо­тан­ные в Xerox. Джобс убедил пред­ста­ви­те­лей Xerox разрешить ему ис­поль­зо­вать эти технологии в обмен на возможность ин­ве­сти­ро­вать средства в Apple.

“Стив Джобс – величайший миссионер эры цифровых технологий”.

Проект Lisa вышел из-под контроля из-за слишком большого количества функций, которыми пытались нагрузить компьютер раз­ра­бот­чи­ки. Постепенно Джобс был от него отстранен. В качестве компенсации его назначили пред­се­да­те­лем совета директоров, хотя в реальности власть его была номинальной.

Тем не менее в 1980 году он буквально в один вечер заработал 200 миллионов долларов на IPO компании Apple. Внимание его привлек проект, которым занималась команда Джефа Раскина, – небольшой дешевый “бытовой компьютер”, получивший имя Macintosh. Джобс взял в свои руки контроль над этим проектом и привлек к работе лучшие умы Apple.

Примерно в это же время на рынок пер­со­наль­ных компьютеров вышла компания IBM, начавшая диктовать законы в отрасли. Низкие цены на PC пред­опре­де­ли­ли полный крах компьютера Lisa, стоившего 10 000 долларов. Поскольку сам Джобс не имел возможности управлять Apple, он нанял на работу Джона Скалли, экс-пре­зи­ден­та Pepsi, полагая (и, как оказалось, вполне справедливо), что сможет навязывать ему свои взгляды.

“Когда Apple начала функ­ци­о­ни­ро­вать как корпорация, особенно ярко проявились две черты характера Стива Джобса: стремление к со­вер­шен­ству и нетер­пе­ли­вость”.

В 1984 году на рынке появился первый Macintosh. Он был дешевле, чем Lisa, но Джобс допустил грубый просчет: в цельном корпусе нового компьютера не было ни одного гнезда для расширения, а огра­ни­чен­ный объем памяти делал его непрак­тич­ным. Мир бизнеса отверг новую модель.

Члены команды Macintosh обнаружили, что их труд опла­чи­ва­ет­ся намного ниже, чем работа проектной группы Lisa, и порвали с Джобсом. Компания держалась на плаву лишь за счет старой модели Apple II. Воз покинул компанию, публично заклеймив ее руководство. Совет директоров отобрал у Джобса под­раз­де­ле­ние, раз­ра­ба­ты­вав­шее Macintosh, и обратился за помощью к Скалли, который затребовал полной свободы действий.

Джобс попытался поднять бунт, но был пойман за руку и понижен в должности. В 1985 году он уволился из Apple. Ему было 30 лет. Следующие 15 лет были бедны успехами.

“Стив никогда не оста­нав­ли­вал­ся ни перед какими трудностями и пытался вдохнуть жизнь в компьютер Apple II своей на­стой­чи­во­стью и энергией”.

NeXT и Pixar: новый старт

Горя желанием создавать новую электронную технику, Джобс основал NeXT Computer. Компания регулярно потрясала публику громкими заявлениями, но с выводом продуктов на рынок у нее явно были проблемы.

Пред­ста­ви­те­ли IBM предложили Джобсу продать права на раз­ра­бо­тан­ную NeXT опе­ра­ци­он­ную систему, но Джобс затягивал переговоры, из-за чего в конечном итоге упустил свой шанс обойти Windows, став раз­ра­бот­чи­ком до­ми­ни­ру­ю­щей опе­ра­ци­он­ной системы для PC. Компьютер Cube так и не нашел своего места на рынке, как, впрочем, и все творения Джобса, зато у него был очень стильный дизайн.

“Стив обладал такими чертами, как ком­мер­че­ский энтузиазм по отношению к своему продукту, страстность миссионера, про­по­ве­ду­ю­ще­го Евангелие, фанатичная при­вер­жен­ность един­ствен­ной цели и решимость добиться успеха в бизнесе человека, чье детство прошло в бедности”.

Семена будущего триумфа были брошены в землю почти что случайно. Небольшая группа спе­ци­а­ли­стов в области ком­пью­тер­ной графики во главе с Элви Реем Смитом и Эдом Кэтмеллом начала работать на Джорджа Лукаса, режиссера “Звездных войн”.

Постепенно они убедили Лукаса, что ком­пью­тер­ная анимация как нельзя лучше подходит для создания спе­ц­эф­фек­тов. Лукас привлек их к разработке компьютера, пред­на­зна­чен­но­го для гра­фи­че­ско­го дизайна. К команде при­со­еди­нил­ся Джон Лассетер, блестящий молодой аниматор, восходящая звезда компании Disney.

Однако Лукасу, который находился в процессе развода, нужны были деньги для уре­гу­ли­ро­ва­ния отношений с бывшей женой, и он решил продать под­раз­де­ле­ние ком­пью­тер­ной графики, получившее название Pixar, за 30 миллионов долларов.

“Стив всегда хотел, чтобы его вос­при­ни­ма­ли как серьезного ан­тре­пре­не­ра в сфере аппаратного обеспечения, но каждый раз при очередной попытке взять реванш он терпел горькое поражение”.

Джобс узнал об этом от знакомого про­грам­ми­ста. Посетив Pixar, он увидел в студии громадный потенциал – точно так же, как когда-то в новых технологиях Xerox. Но с наличными у него было туго, поэтому он решил правдами и неправдами потянуть время. В конце концов в 1986 году он купил Pixar у режиссера “Звездных войн” за 10 миллионов долларов.

Не желая расстаться с идеей производить аппаратное обеспечение, Джобс нацелил сотрудников Pixar на создание компьютеров для гра­фи­че­ско­го дизайна, которые, увы, никак не хотели продаваться. Созданный Лассетером короткий ани­ма­ци­он­ный фильм “Люксо младший”, выдвинутый на премию “Оскар”, ярко про­де­мон­стри­ро­вал потенциал ком­пью­тер­ной анимации.

Несмотря на то что Джобс вложил в Pixar 50–60 миллионов долларов собственных средств, компания все еще оставалась убыточной. Начались увольнения. В разгар кризиса команда Pixar обратилась к Джобсу с просьбой найти деньги на еще один короткий фильм, “Оловянная игрушка”.

Вдох­нов­лен­ный набросками, сделанными Лассетером, Джобс дал добро на создание картины. Фильм получил “Оскар” в номинации “Лучший ко­рот­ко­мет­раж­ный ани­ма­ци­он­ный фильм”.

“Становясь частью мира Стива Джобса, вы должны де­мон­стри­ро­вать лояльность ко всему, что он делает. В некоторых случаях это был почти приговор Джобса к пожизненной ссылке в «Сибирь»”.

Pixar наконец начала приносить доход за счет продаж пакета программ RenderMan, со­хра­ня­ю­ще­го по­пу­ляр­ность и сегодня. Однако расходы были по-прежнему столь велики, что Джобс всерьез подумывал о закрытии и NeXT, и Pixar.

Он уволил треть сотрудников Pixar, оставив лишь отдел ком­пью­тер­ной анимации. Но ему повезло: один из ру­ко­во­ди­те­лей Disney Джеффри Катценберг, большой поклонник творчества Джона Лассетера, связался с аниматором и предложил от имени Disney фи­нан­си­ро­ва­ние, продвижение и прокат пол­но­мет­раж­ной ани­ма­ци­он­ной картины.

Это и спасло Pixar. Джобс добился контракта на создание трех картин, при этом доходы от продаж видеокопий и сувениров должна была получать Disney.

“Стив обладает почти пугающей спо­соб­но­стью видеть перспективу. Когда он верит во что-то, сила его предвидения может буквально смести с его пути все возражения, проблемы и препятствия. Они просто исчезают”.

Тем временем компания NeXT совершила рывок, разработав опе­ра­ци­он­ную систему на базе ядра Mach, созданного в Уни­вер­си­те­те Кар­не­ги-Мел­ло­на. Но NeXT по-прежнему испытывала финансовые трудности, даже несмотря на инвестиции Canon на сумму 100 миллионов долларов.

Джобсу пришлось закрыть под­раз­де­ле­ние, за­ни­мав­ше­е­ся разработкой аппаратного обеспечения. Положение было нешуточное: его состояние таяло, в NeXT царил хаос, Pixar была на грани закрытия. В довершение всего Катценберг при­оста­но­вил про­из­вод­ство “Истории игрушек”.

Правда, работа воз­об­но­ви­лась после того, как сценаристы Pixar написали несколько новых сцен, учтя его пожелания. Вскоре Катценберг покинул Disney, где начался управ­лен­че­ский кризис. Джобс тем временем понял, что “История игрушек” принесет компании Disney куда больше денег, чем его студии, – разумеется, если фильм не обернется провалом стоимостью 100 миллионов долларов.

Он начал подумывать о том, чтобы продать Pixar. Однако вскоре СЕО Disney Майкл Эйснер объявил, что “История игрушек”, которую он назвал “зрелищной и очень милой”, будет выпущена на экраны к рож­де­ствен­ским праздникам 1995 года. Судя по всему, успех был га­ран­ти­ро­ван.

“…Про­ти­во­сто­я­ние между Стивом Джобсом и Майклом Эйснером было пред­опре­де­лен­ным, пред­на­чер­тан­ным в шекс­пи­ров­ском смысле этого слова”.

Изменения к лучшему произошли и в личной жизни Джобса. Он женился, зажил семейной жизнью и начал общаться с дочерью Лизой, уже ставшей подростком. Между тем Apple сражалась с проблемами: в ней сменилось несколько CEO, которые так и не сумели сжиться с нон­кон­фор­мист­ской культурой сообщества про­грам­ми­стов.

Компания теряла деньги и все больше отставала от рынка. Последний из вереницы директоров, Джил Амелио, сумел улучшить ее финансовое положение. Однако компьютерам Apple была нужна новая опе­ра­ци­он­ная система. NeXTSTEP Джобса оказалась идеально подходящим вариантом, и Apple приобрела NeXT за 377,5 миллиона долларов и 1,5 миллиона своих акций.

Вскоре Джобс вернул себе контроль над Apple, заняв пост временного CEO. Чтобы обеспечить ста­биль­ность, он пошел на необходимое, но весьма непо­пу­ляр­ное со­труд­ни­че­ство с Microsoft.

“В каждом проекте, к которому Стив имел отношение, он делал ставку на изящество продукта, удобство применения и артистизм дизайна. Программа iTunes не стала исключением”.

“История игрушек” вызвала массовый восторг публики и принесла огромную прибыль, Apple вновь стала доходной, а Стив Джобс превратился в икону. IPO студии Pixar в 1995 году сделало его мил­ли­ар­де­ром. Джобс потребовал от Disney заключения нового контракта – и получил его, поскольку Эйснер боялся, что Pixar объединит усилия с Кат­цен­бер­гом, принимавшим участие в создании конкурента, студии DreamWorks.

“Историю игрушек-2” пер­во­на­чаль­но пла­ни­ро­ва­лось выпустить в ви­део­фор­ма­те, однако в разгар работы в Pixar решили не раз­ме­ни­вать­ся на продукт второго сорта и сделать из сиквела полноценный ани­ма­ци­он­ный фильм для кинопроката. За три следующих года три новых фильма студии Pixar – “Приключения Флика”, “История игрушек-2” и “Корпорация монстров” – стали хитами.

“Что бы ни послужило тому причиной счастливый случай, безусловная любовь к музыке или по­ра­зи­тель­ная даль­но­вид­ность, Стив Джобс нашел золотое дно”.

В Apple Джобс задумал создать яркий, удо­вле­тво­ря­ю­щий все требования поль­зо­ва­те­ля iMac. Это было началом целой череды успешных продуктов Apple, нередко бросавших вызов здравому смыслу и поль­зо­вав­ших­ся успехом на рынке вопреки скеп­ти­че­ским отзывам экспертов.

Джобс оставался все таким же непре­клон­ным пе­ре­го­вор­щи­ком, в особенности в своем со­труд­ни­че­стве с Голливудом, однако теперь он мыслил глубже и больше доверял людям. Семейная жизнь смягчила его характер.

Он был готов вос­при­ни­мать мир таким, каков он есть, а не таким, каким он хотел его видеть, что, безусловно, помогало ему работать с людьми над новыми проектами. Он осознал, что успех ему принесли не “железки” и даже не ПО, а контент.

“На протяжении всей своей жизни Стив действовал решительно и дерзко”.

В будущее с песней

Джобс за­ин­те­ре­со­вал­ся музыкальной индустрией, увидев для себя возможность выхода на рынок цифровых музыкальных записей. Apple приобрела у компании Casady & Greene программный пакет SoundJam и превратила его в iTunes, тотчас ставший лучшим программным приложением для копирования и вос­про­из­ве­де­ния музыкальных файлов.

Оценив потенциал MP3-плееров, он вновь начал поиски среди уже су­ще­ству­ю­щих моделей и заключил соглашение с PortalPlayer о создании нового плеера. Когда в конце 2001 года iPod был представлен публике, его критиковали за слишком высокую цену, однако плеер раскупался полным ходом.

Apple довершила начатую ею революцию созданием iTunes Music Store. Отныне скачивать музыку можно было легально, просто и недорого. Вскоре корпорация Apple отвоевала более 70% ли­цен­зи­он­но­го рынка музыкальных ин­тер­нет-про­даж.

“Стив Джобс, которому исполнилось пятьдесят лет, стал «иконой» в трех отраслях”.

Джобс искал пути для заключения более выгодного контракта со студией Disney. Эйснер заявил ее совету директоров, что очередной фильм Pixar “В поисках Немо” ждет провал. Джобс был в ярости. После того как фильм с триумфом прошел в прокате, позиции Pixar заметно усилились.

Акционеры Disney высказали Эйснеру недо­воль­ство, а Джобс подлил масла в огонь, сказав, что никогда не пе­ре­за­клю­чит контракт, пока Эйснер стоит у руля. Переговоры были прерваны в начале 2004 года, после чего Джобс заявил, что Pixar будет искать другого прокатчика. Следующий хит, “Су­пер­се­мей­ка”, получил премию “Оскар”; теперь у Pixar было достаточно денег для фи­нан­си­ро­ва­ния своих картин.

В этот момент Эйснер объявил об уходе. Новый СЕО Disney Роберт Айгер возобновил переговоры с Pixar. В разгар этих событий Стив Джобс – ве­ге­та­ри­а­нец и сторонник здорового образа жизни – был гос­пи­та­ли­зи­ро­ван с редкой, но излечимой раз­но­вид­но­стью рака под­же­лу­доч­ной железы. Он продолжал работать.

Четкая стратегия

Итак, стратегия Джобса была ясна. Он по­зи­ци­о­ни­ро­вал Apple как реального конкурента Microsoft, способного всерьез угрожать ее мо­но­поль­но­му положению на рынке ПО. Опе­ра­ци­он­ная система Mac OS X на базе NeXTSTEP считается более стабильной и надежной по сравнению с Windows.

Серверы Apple успешно выдерживают конкуренцию на рынке B2B. iPod и iTunes позволили Apple завоевать новое поколение поль­зо­ва­те­лей. В январе 2005 года Apple объявила, что предыдущий квартал оказался самым успешным за всю историю компании.