Капитал Карл Маркс читать саммари

Книга Капитал Карла Маркса — это шедевр мировой эко­но­ми­че­ской мысли, котрый об­сто­я­тель­но описывает причины воз­ник­но­ве­ния социального и эко­но­ми­че­ско­го неравенства между людьми.

В отличие от “Манифеста Ком­му­ни­сти­че­ской партии”, написанного Марксом в соавторстве с Фридрихом Энгельсом, эта мо­ну­мен­таль­ная книга – не призыв к революции, а си­сте­ма­ти­че­ский анализ и “критика по­ли­ти­че­ской экономии”, как гласит ее ори­ги­наль­ный под­за­го­ло­вок.

На создание только одного первого тома Маркс потратил 15 лет. В

нем он скрупулезно описал, как прибавочная стоимость, которую производят рабочие своим трудом, при­сва­и­ва­ет­ся теми, кто владеет средствами про­из­вод­ства, и как ка­пи­та­ли­сты-экс­плу­а­та­то­ры перепродают товары, созданные про­ле­та­ри­а­том, чтобы увеличить свои капиталы.

В основе Марксовой критики капитализма лежит анализ феномена “денег, порождающих деньги” – именно таков процесс накопления капитала.

Из краткого содержания книги вы узнаете:

  • Как рабочая сила и деньги пре­вра­ти­лись в товары
  • Как капиталисты присваивают прибавочную стоимость, созданную трудом рабочего класса
  • Каким образом классовая борьба, неизбежная между рабочими и ка­пи­та­ли­ста­ми, приведет рабочий класс к революции

Основные идеи

  • Товары, обмен которыми лежит в основе ка­пи­та­ли­сти­че­ской системы, имеют по­тре­би­тель­ную стоимость (полезность вещи) и меновую стоимость (ценность товара по отношению к другим товарам).
  • Стоимость труда, за­тра­чен­но­го на про­из­вод­ство единицы товара, включена в его меновую стоимость.
  • Про­из­во­ди­тель­ность труда зависит от организации про­из­вод­ства, социальных отношений, уровня тех­но­ло­ги­че­ско­го развития, наличия сырья и навыков.
  • Деньги облегчают товарообмен. Ме­тал­ли­че­ские деньги имели собственную меновую стоимость, а бумажные являются абстракцией ценности.
  • Рабочие обменивают свой труд на деньги, чтобы купить товары. Капиталисты обменивают деньги на товары, которые затем перепродают.
  • Рабочие продают свой труд, потому что у них нет других средств про­из­вод­ства.
  • Капиталисты за­ин­те­ре­со­ва­ны в получении прибавочной стоимости.
  • Все деньги, которые рабочие за­ра­ба­ты­ва­ют сверх минимальной заработной платы, становятся прибылью ка­пи­та­ли­стов.
  • Капиталисты богатеют благодаря присвоению этой прибавочной стоимости.
  • Борьба за прибавочную стоимость ре­во­лю­ци­о­ни­зи­ру­ет рабочий класс.

Краткое содержание Капитал Карл Маркс

Стоимость товара

Обмен товарами составляет основу ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го общества. Товары – это вещи, которые удо­вле­тво­ря­ют че­ло­ве­че­ские потребности непо­сред­ствен­но (например пища, утоляющая голод, или одежда, защищающая от холода) или косвенным образом (например станки и обо­ру­до­ва­ние для про­из­вод­ства пищи и одежды). Всякий товар обладает двумя видами стоимости:

  1. По­тре­би­тель­ная стоимость.Она опре­де­ля­ет­ся полезностью вещи. По­тре­би­тель­ная стоимость присуща каждому ин­ди­ви­ду­аль­но­му товару и неотделима от него. Она не зависит от количества усилий, затраченных на из­го­тов­ле­ние этого товара. Например, для покупателя стального литья не имеет никакого значения, сколько сил ушло у рабочих на выплавку металла. 2. Меновая стоимость.Эта стоимость опре­де­ля­ет­ся ценностью одного продукта от­но­си­тель­но других. Например, опре­де­лен­ный объем муки можно обменять на опре­де­лен­ное количество шелковой ткани. Меновая стоимость продукта зависит от количества труда, за­тра­чен­но­го на его про­из­вод­ство.

“На первый взгляд товар кажется очень простой и тривиальной вещью. Его анализ показывает, что это – вещь, полная причуд, ме­та­фи­зи­че­ских тонкостей и тео­ло­ги­че­ских ухищрений”.

У всех товаров есть один общий элемент – затраченный на их про­из­вод­ство труд. Благодаря этому труду у товара появляется ценность. Верно и обратное: труд получает ценность благодаря тому, что он производит товар.

Время и количество работы, требуемое на про­из­вод­ство товара, являются факторами, опре­де­ля­ю­щи­ми его ценность. Сложный процесс про­из­вод­ства продуктов, рас­смот­рен­ный с этой точки зрения, можно разбить на ряд простых для выполнения по­вто­ря­ю­щих­ся операций.

“Обращение денег в качестве капитала есть самоцель… возрастание стоимости осу­ществ­ля­ет­ся лишь в пределах этого постоянно воз­об­нов­ля­ю­ще­го­ся движения”.

Про­из­во­ди­тель­ность труда

Эф­фек­тив­ность выполнения работы зависит от таких факторов, как организация про­из­вод­ства, социальные отношения, уровень тех­но­ло­ги­че­ско­го развития, научный прогресс, наличие сырья и трудовых навыков.

На основе пе­ре­чис­лен­ных факторов предприятие производит опре­де­лен­ное количество товаров за опре­де­лен­ный период времени. Если влияние этих факторов остается неизменным, а количество про­из­во­ди­мых товаров будет одним и тем же, то их стоимость останется постоянной.

Отсюда следует, что стоимость товара находится в зависимости от про­из­во­ди­тель­но­сти труда.

Например, поскольку добыча алмазов требует зна­чи­тель­ных трудовых усилий и затрат времени, алмазы высоко ценятся в качестве товара. Однако если добытчик алмазов неожиданно обнаружит богатое ме­сто­рож­де­ние, то про­из­во­ди­тель­ность его труда резко возрастет.

А если бы ученым удалось найти простой способ из­го­тав­ли­вать алмазы из углерода, то стоимость алмазов резко бы упала. Аналогичным образом, про­из­во­ди­тель­ность труда растет благодаря на­уч­но-тех­ни­че­ско­му прогрессу, поскольку новые станки и машины способны производить больше товара за единицу времени, чем старые.

“Движение капитала не знает границ”.

Рабочая сила как товар

Источник прибавочной стоимости – труд, который рабочие продают капиталисту, поскольку у них нет никаких других средств про­из­вод­ства (материалов и обо­ру­до­ва­ния для про­из­вод­ства товаров).

Затраты на удо­вле­тво­ре­ние жизненных по­треб­но­стей самих рабочих являются частью стоимости их труда. Речь может идти не только о пище, но и о других по­треб­но­стях, которые опре­де­ля­ют­ся куль­тур­но-ис­то­ри­че­ски­ми условиями.

Меновая стоимость рабочей силы – дневной заработок – обес­пе­чи­ва­ет удо­вле­тво­ре­ние лишь ми­ни­маль­но­го круга этих по­треб­но­стей. Однако для самих рабочих время и силы, затраченные на работу, – это по­тре­би­тель­ная стоимость, которая неотделима от них самих.

Капиталисты покупают у них эту по­тре­би­тель­ную стоимость, чтобы произвести прибавочную стоимость – “разницу между стоимостью продукта труда и издержками на оплату рабочей силы, то есть на удо­вле­тво­ре­ние минимальных по­треб­но­стей рабочих”.

Прибавочная стоимость напрямую поступает в карман капиталиста, и вложенные им в про­из­вод­ство деньги пре­вра­ща­ют­ся таким образом в капитал.

“Как со­зна­тель­ный носитель этого движения, владелец денег становится ка­пи­та­ли­стом. Его личность или, точнее, его карман – вот тот пункт, откуда исходят и куда воз­вра­ща­ют­ся деньги”.

Стоимость сырья и обо­ру­до­ва­ния, со­став­ля­ю­щих постоянный капитал, не меняется в процессе про­из­вод­ства.

С рабочей силой дело обстоит по-другому: она создает стоимость, денежный эквивалент которой рабочий получает в виде фик­си­ро­ван­но­го заработка, а также прибавочную стоимость, которую присваивает капиталист.

Эти два компонента составляют переменный капитал. По сути дела, “рабочий выступает элементом капитала в рамках процесса про­из­вод­ства – его оду­шев­лен­ным и переменным фактором”.

Превращение рабочей силы в товар проявляется в том, что в конце каждого дня рабочие получают плату за выполненную работу, а не за про­из­ве­ден­ный продукт.

Их связь с продуктами своего труда таким образом нарушается: рабочие от­стра­ня­ют­ся от своей работы, плоды которой больше им не принадлежат.

Труд – часть че­ло­ве­че­ской личности, однако про­мыш­лен­ные рабочие, механически выполняющие спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные операции, теряют связь со своим собственным трудом.

“Деньги, порождающие деньги, – таково описание капитала…”

Степень экс­плу­а­та­ции рабочих ка­пи­та­ли­стом опре­де­ля­ет­ся размером прибавочной стоимости, которую тот присваивает. Как только рабочий от­ра­ба­ты­ва­ет издержки на выплату ему дневного жалования, все остальное время он работает ис­клю­чи­тель­но на капиталиста.

Последний всячески старается увеличить свою прибыль, удлиняя рабочий день или увеличивая в границах рабочего дня долю времени, за­тра­чи­ва­е­мо­го на выполнение работы с высокой прибавочной стоимостью. В результате рабочие производят больше продукции, однако их заработная плата остается той же.

“Владелец рабочей силы должен быть лишен возможности продавать товары, в которых овеществлен его труд, и, напротив, должен быть вынужден продавать как товар самое рабочую силу, которая существует лишь в его живом организме”.

капитал карл маркс

Товарный и денежный фетишизм

Любой акт обмена всегда основывался на пред­став­ле­нии его участников о том или ином обменном эквиваленте. Например, первобытные племена меняли строго опре­де­лен­ное число ракушек или шкур животных на нужные им вещи.

Обмен – одна из фун­да­мен­таль­ных форм че­ло­ве­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний. Постепенно роль обменного эквивалента начали играть монеты из драгоценных металлов. Ме­тал­ли­че­ские деньги было удобно ис­поль­зо­вать в расчетах, и они имели достаточную ценность сами по себе, чтобы на них можно было менять другие вещи.

Однако со временем деньги утратили свою функцию заместителя реальных вещей и пре­вра­ти­лись в абстрактное воплощение меновой стоимости.

Если монеты из драгоценных металлов еще имели собственную ценность, то в случае бумажных денег материал, из которого они сделаны, не играет никакой роли в выполнении деньгами функции меры стоимости.

Ценность денег перестала зависеть от количества вещей, на которые их можно обменять, а сами деньги пре­вра­ти­лись в фетиш.

Такого же рода фетишем можно считать и товары. Они обрели собственную сущность, утратив всякую связь с людьми, которые эти товары произвели, и с затраченным на их про­из­вод­ство трудом.

Индивид, который обменивает деньги на продукт, отчужден от труда, “ове­ществ­лен­но­го” в этом продукте. В Средние века работники производили только те вещи, которые были им необходимы для жизни, и, сле­до­ва­тель­но, продукты их труда не были фетишами.

Фетишизация товаров, наделение их мистической реальностью, началась лишь с развитием в обществе торговых отношений.

“Продукт есть соб­ствен­ность капиталиста, а не непо­сред­ствен­но­го про­из­во­ди­те­ля, не рабочего”.

Обращение товаров и денег

Цены на товары, которые находятся в торговом обращении, опре­де­ля­ют­ся количеством вложенного в них труда. Однако эти цены могут быть слишком высокими или слишком низкими – их реальную величину можно установить лишь тогда, когда товары об­ме­ни­ва­ют­ся на деньги.

Например, ткач продает отрез ткани за опре­де­лен­ную сумму денег, а потом на эти деньги он покупает Библию для жены и детей. Он обменял деньги на вещь, в которой воплотился труд других людей.

Возникает цикл, в котором товары об­ме­ни­ва­ют­ся на деньги, а деньги – на товары. Иными словами, рабочий обменивает продукт своего труда на продукт труда другого рабочего.

“Только та форма, в которой этот прибавочный труд выжимается из непо­сред­ствен­но­го про­из­во­ди­те­ля, из рабочего, отличает эко­но­ми­че­ские формации общества, например общество, основанное на рабстве, от общества наемного труда”.

Однако существует и другой процесс цик­ли­че­ско­го обмена, в котором деньги больше не выступают в роли посредника (обменного эквивалента), но становятся главным предметом обмена.

Этот процесс – деньги об­ме­ни­ва­ют­ся на товар, который снова об­ме­ни­ва­ет­ся на деньги, – ведет к образованию капитала. Люди приобретают вещи не только из-за их прак­ти­че­ской ценности, но также из-за капитала, который можно получить при их перепродаже.

Основным фактором здесь выступает меновая стоимость товара, а точнее выгода, которая увеличивает капитал. Един­ствен­ный товар, который способен постоянно увеличивать извлекаемую выгоду, – это рабочая сила.

Постоянное стремление к извлечению прибыли – движущая сила капитализма. В нем причина непре­рыв­но­го роста капиталов. Чем больше у капиталиста денег, тем больше он может купить или произвести товаров, а чем больше у него товаров, тем больше денег он получит при их продаже.

Фун­да­мен­таль­ный смысл то­ва­ро­обо­ро­та состоит в удо­вле­тво­ре­нии че­ло­ве­че­ских по­треб­но­стей. Циркуляция денег, однако, замыкается сама на себя. Сколько бы денег ни было у капиталиста, он будет стремиться получить еще больше, чтобы стать еще богаче.

“Накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, муки труда, рабства, невежества, огрубения и моральной деградации на про­ти­во­по­лож­ном полюсе”.

Накопление капитала

Деньги капиталисту нужны, чтобы преумножать свой капитал. С этой целью он вкладывает часть денег в при­об­ре­те­ние новых средств про­из­вод­ства. Этот процесс имеет свойство усиливать сам себя.

Занимаясь активным накоплением капитала, капиталисты приобретают новые средства про­из­вод­ства для своих заводов, и благодаря этому про­из­во­ди­тель­ность труда рабочих резко возрастает.

Если численность населения страны растет в том же темпе, что и про­из­во­ди­тель­ность труда в ее экономике, то возникает “армия трудовых резервов” – большая масса безработных, которые согласны на работу практически на любых условиях.

Если рабочие начинают проявлять недо­воль­ство заработной платой, капиталисту достаточно щелкнуть пальцами, чтобы на его фабрику пришли новые рабочие, готовые получать меньше, чем прежние.

“Присвоение труда в продолжение всех 24 часов в сутки является… имманентным стремлением ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го про­из­вод­ства”.

Рабочие не участвуют в разделе прибыли, которую создает прибавочная стоимость, возникающая из результатов их труда. Их удел – конкуренция друг с другом за рабочие места, выгодная прежде всего капиталисту.

Пока капиталист богатеет, рабочие еще глубже погружаются в нищету. Чтобы удо­вле­тво­рить постоянно растущие запросы ка­пи­та­ли­стов, рабочим приходится заниматься отупляющим ме­ха­ни­че­ским трудом, трудиться сокращенный либо удлиненный рабочий день, переезжать с места на место и выполнять любые другие требования.

Су­ще­ство­ва­ние огромной армии безработных позволяет капиталисту в любой момент получить требуемое число рабочих, которых можно заставить выполнять любую работу.

В XIX веке условия труда на про­мыш­лен­ных пред­при­я­ти­ях Англии стали поистине ужасающими: если бы Данте заглянул на английскую фабрику, он “нашел бы, что все самые ужасные картины ада, на­ри­со­ван­ные его фантазией, превзойдены”.

Фабриканты нередко заставляли рабочих трудиться по 12–18 часов в день, причем в условиях, крайне вредных для здоровья. Например, про­дол­жи­тель­ность жизни работников гончарных цехов была намного короче, а их здоровье намного хуже, чем у их односельчан, работавших на других про­из­вод­ствах.

Эти работники являли собой образец полного физического и пси­хо­ло­ги­че­ско­го истощения: “люди невысокого роста… преж­де­вре­мен­но со­ста­рив­ши­е­ся, впереди у которых не было ничего, кроме скорой смерти”.

“Цен­тра­ли­за­ция средств про­из­вод­ства и обоб­ществ­ле­ние труда достигают такого пункта, когда они становятся несов­ме­сти­мы­ми с их ка­пи­та­ли­сти­че­ской оболочкой”.

Медицинские инспекторы Манчестера отмечали, что средняя про­дол­жи­тель­ность жизни в семьях рабочих составляла всего 17 лет, хотя в семьях со­сто­я­тель­но­го класса она достигала 38 лет.

В 1860 году один мировой судья из Ноттингема описал ужасные условия, в которых трудились рабочие кружевных фабрик, где “царят такие нищета и лишения, которых не знает остальной ци­ви­ли­зо­ван­ный мир…

В 2, 3, 4 часа утра 9–10-летних детей отрывают от их грязных постелей и принуждают за одно жалкое пропитание работать до 10, 11, 12 часов ночи”.

“Уже раздается похоронный звон по ка­пи­та­ли­сти­че­ской частной соб­ствен­но­сти”.

Классовая борьба

Отношения между ка­пи­та­ли­ста­ми и рабочими ха­рак­те­ри­зу­ют­ся непри­ми­ри­мым конфликтом классовых интересов. Многие века рабочие и капиталисты боролись за прибавочную стоимость, создаваемую трудом рабочих.

Эти отношения всегда были основаны на насилии, истоки которого лежат в классовом устройстве сред­не­ве­ко­во­го общества Европы. Феодальные войны и экс­про­при­а­ция земельных наделов лишали множество крестьян средств к су­ще­ство­ва­нию, и им в конце концов приходилось добывать пропитание, нанимаясь рабочими на мануфактуры в быстро растущих городах.

В итоге они опять оказывались под­не­воль­ны­ми работниками, но на этот раз получали за свой труд поденное жалование.

Рано или поздно наступит момент, когда безоглядное стремление ка­пи­та­ли­стов к прибыли их погубит. Владельцы фабрик будут закупать современное обо­ру­до­ва­ние и увольнять рабочих, которые оказались лишними.

Нищета рабочего класса усилится: “по мере накопления капитала участь рабочего… будет становиться все хуже и хуже”. А по мере увеличения массы безработных в ней начнется по­ли­ти­че­ское брожение.

Рано или поздно положение мировой ка­пи­та­ли­сти­че­ской системы станет шатким, и все кончится тем, что рабочий класс совершит революцию.

Экс­про­при­а­ция ка­пи­та­ли­ста­ми прибавочной стоимости будет про­дол­жать­ся до тех пор, пока народ не свергнет свои пра­ви­тель­ства и не произойдет революция, которая “экс­про­при­и­ру­ет экс­про­при­а­то­ров”.

Капитал Карл Маркс