Великолепный обмен Уильям Бернстайн саммари

Великолепный обмен — Уильям Бернстайн, как торговля изменила мир.

От лодок, обитых шкурами, и до современных танкеров – исследование влияния международной торговли на развитие цивилизации.

Главная ценность этой книги – в по­сле­до­ва­тель­ном описании истории меж­ду­на­род­ной торговли, на­счи­ты­ва­ю­щей тысячи лет, в обилии фактов, интересных параллелей и в мастерском изложении.

Но вам, несомненно, придутся по душе и ма­ло­из­вест­ные подробности, которыми специалист по теории финансов Уильям Бернстайн дополняет свое по­вест­во­ва­ние.

Например, знаете ли вы, что “Бостонское чаепитие”, легендарное событие 1773 года, послужившее толчком к началу аме­ри­кан­ской войны за неза­ви­си­мость, было не са­мо­от­вер­жен­ным порывом патриотизма, а хитроумной выдумкой торговцев и кон­тра­бан­ди­стов, движимых ис­клю­чи­тель­но корыстными интересами?

И что эта “операция”, между прочим, обошлась колонистам в очень большую сумму?

А как вам понравится история о том, что кофе был открыт в 700 году н. э. эфиопским пастухом, который заметил, что его козы и верблюды всю ночь бродят по окрест­но­стям, наевшись красных плодов какого-то незнакомого кустарника?

А о том, что в древности китайские торговцы иногда добавляли в чай опилки, чтобы увеличить объем своего дра­го­цен­но­го экспортного товара?

Бернстайн щедро делится с читателем такими приятными мелочами, однако главная его задача – дать полную, подробную, основанную на фактах картину развития меж­ду­на­род­ной торговли от ее зарождения в до­и­сто­ри­че­ские времена до наших дней.

Из краткого содержания книги вы узнаете:

  • О зарождении и развитии меж­ду­на­род­ной торговли;
  • О рас­про­стра­не­нии торговли на западное полушарие;
  • Почему мировая торговля является важнейшим эко­но­ми­че­ским фактором.

Основные идеи

  • Торговля между народами существует тысячи лет. Она оказала огромное влияние на развитие цивилизации.
  • На протяжении истории торговля была для многих народов основным источником бла­го­со­сто­я­ния.
  • Вначале на большие расстояния перевозили только наиболее редкие и до­ро­го­сто­я­щие товары: шелк, ладан, драгоценные камни и золото.
  • На смену этим товарам пришли пряности.
  • Для доставки товаров по караванным путям, проходящим по пустыне, купцы ис­поль­зо­ва­ли верблюдов, при­спо­соб­лен­ных к жизни в засушливых районах.
  • В древности торговля, как морская, так и сухопутная, была опасным для жизни пред­при­я­ти­ем, зато она приносила огромные доходы.
  • Многие войны между го­су­дар­ства­ми были вызваны стремлением кон­тро­ли­ро­вать торговые пути и гос­под­ство­вать в меж­ду­на­род­ной торговле.
  • Первенство в мировой торговле переходило от одних народов к другим: от арабских купцов к пор­ту­галь­цам, голландцам и так далее.
  • В результате открытия Нового Света Европа и Азия по­зна­ко­ми­лись с новыми рас­ти­тель­ны­ми культурами, среди которых были кукуруза, картофель и табак.
  • Гло­ба­ли­за­ция – это процесс, уходящий своими корнями в глубокое прошлое.

Краткое содержание Великолепный обмен Уильям Бернстайн

Вглубь веков

Сви­де­тель­ства гло­ба­ли­за­ции на полках магазинов не удивляют со­вре­мен­но­го покупателя: мы привыкли видеть электронику, привезенную из Тайваня, фрукты из Аргентины, одежду из Китая и автомобили из Кореи.

К ярлыкам “сделано в…” на товарах мы относимся, как к чему-то само собой ра­зу­ме­ю­ще­му­ся. В то время как меж­кон­ти­нен­таль­ная торговля возникла срав­ни­тель­но недавно, торговля между различными гео­гра­фи­че­ски­ми регионами и между разными народами была важной со­став­ля­ю­щей в жизни людей уже с глубокой древности.

Тысячи лет назад торговцы везли в дальние страны только самые ценные товары – шелк, золото и серебро, пряности, ювелирные камни, фарфор, целебные снадобья, – пользуясь су­ще­ство­вав­ши­ми веками маршрутами, шедшими по суше и по морю, например Великим шелковым путем.

Доставлять товары на большие расстояния было чрезвычайно трудно и дорого, хотя из деревень на городские базары издревле регулярно возили сель­ско­хо­зяй­ствен­ную продукцию.

Историки и археологи располагают мно­го­чис­лен­ны­ми под­твер­жде­ни­я­ми су­ще­ство­ва­ния меж­ду­на­род­ной торговли с до­и­сто­ри­че­ских времен. У жителей Северной Европы лодки появились около 15 тысяч лет назад, и именно их, судя по всему, ис­поль­зо­ва­ли для перевозки товаров.

Оседлые племена транс­пор­ти­ро­ва­ли по воде продукты сельского хозяйства и выменивали их у охотников и собирателей на шкуры диких животных.

Одним из первых предметов торгового обмена был обсидиан – твердый материал, об­ра­зу­ю­щий­ся при охлаждении рас­плав­лен­ных горных пород, который прекрасно подходил для из­го­тов­ле­ния режущих ин­стру­мен­тов и на­ко­неч­ни­ков копий и стрел.

На территории материковой Греции, где обсидиан не встречается в природе, ученые находят осколки, возраст которых – 12 тысяч лет.

Скорее всего, “вул­ка­ни­че­ское стекло” было привезено с острова Милос, на­хо­дя­ще­го­ся на расстоянии примерно 120 километров от материка.

На территории Месопотамии, где нет ме­сто­рож­де­ний меди, археологи нашли медные шлемы, которые носили шумерские воины в третьем тысячелетии до н. э. Медь привозили с медных копей, рас­по­ло­жен­ных за сотни километров, для обмена на местные продукты.

“В какой-то никем неза­до­ку­мен­ти­ро­ван­ный до­и­сто­ри­че­ский момент один человек или группа людей положили начало меж­ду­на­род­ной торговле, сев в лодку и от­пра­вив­шись в путешествие по воде”.

Перевозить товары водным путем было и проще, и дешевле, чем по суше. Греческий историк Геродот оставил нам описание лодок – первых “торговых судов”, ис­поль­зо­вав­ших­ся для торговли между Арменией и Вавилоном.

По своей форме такая лодка напоминала круглый щит, а по конструкции пред­став­ля­ла собой деревянные рамы, обтянутые шкурами. Самая большая лодка могла транс­пор­ти­ро­вать до 14 тонн груза, правда, только вниз по течению.

В конце путешествия шкуры снимали с каркаса, который сжигали, и везли обратно на ослах. В древние времена перевозка товаров была смертельно опасным пред­при­я­ти­ем.

На дорогах купцов под­сте­ре­га­ли разбойники, которые, не раздумывая, убивали их ради того, чтобы завладеть грузом. Морские маршруты были еще опаснее – суда были ненадежными, знания навигации – очень при­ми­тив­ны­ми, и торговцы гибли во время штормов или от руки пиратов.

И все же товары продолжали доставлять и по суше, и по морю – настолько огромные прибыли приносила торговля.

“Одним из самым первых товаров, до­став­ляв­ших­ся водным путем, был обсидиан – вул­ка­ни­че­ское стекло”.

Верблюды, парфюмерия и разбойники

В период позднего плейстоцена, за­кон­чив­ше­го­ся около 10 тысяч лет назад, между Аляской и Евразией на месте Берингова пролива существовал перешеек, который ученые назвали Берингией.

По этому “мосту” люди мигрировали в западное полушарие, а в восточное полушарие попали лошади и верблюды. Последнее событие имело огромное значение для развития торговли.

Верблюд очень рационально устроен: его тело чрезвычайно экономно расходует влагу, он теряет намного меньше жидкости с потом, чем другие животные.

Благодаря этим свойствам верблюды могут несколько дней, и даже недель, жить без воды и прекрасно чувствуют себя в засушливых районах. Эти выносливые животные стали основным грузовым транспортом в Азии, в том числе и в Аравийской пустыне.

Купцы также ис­поль­зо­ва­ли и ослов, но основную работу делал неутомимый верблюд. Один погонщик верблюдов, у которого в рас­по­ря­же­нии было от трех до шести животных, мог за один день перевезти 2 тонны груза на расстояние от 30 до 100 километров.

Торговцы везли через пустыню только самые до­ро­го­сто­я­щие товары: благовония и парфюмерные масла – то, что очень ценилось в те времена, когда люди подолгу носили одну и ту же одежду и редко мылись, а об­ще­ствен­ной канализации не было вообще, либо она была в зачаточном состоянии. Ладан и мирра были самыми вос­тре­бо­ван­ны­ми товарами наряду с шелком.

“Когда около 3300 года до н. э. появилась пись­мен­ность, занавес истории поднялся, и об­на­ру­жи­лось, что на сцене уже дав­ным-дав­но существуют от­ра­бо­тан­ные схемы меж­ду­на­род­ной торговли”.

В семье, при­над­ле­жа­щей к племени богатых аравийских купцов, появился на свет основатель ислама пророк Мухаммед. Его преемник Абу Бакр был торговцем тканями.

Возникнув в среде, где одним из основных занятий людей была транзитная торговля, ислам всегда с уважением относился к движению и продаже товаров.

В Коране говорится: “Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию”.

Религия не позволяла первым мусульманам красть у своих единоверцев, но к ограблению неверных отношение было совсем другим, поэтому мусульмане становились грабителями на дорогах, не опасаясь божьего гнева.

Ислам быстро рас­про­стра­нил­ся, и контроль над важнейшими караванными путями оказался в руках у мусульман, поэтому большую часть меж­ду­на­род­ной торговли осу­ществ­ля­ли именно они.

Арабский флот царил на море, а на суше разбойники держали в страхе тех, кто пользовался сухопутными маршрутами.

После смерти Мухаммеда в 632 году ислам стал главной эко­но­ми­че­ской и социальной силой в Евразии, сохраняя свое значение до конца XI века, когда христиане отвоевали ряд территорий в Испании и другие земли в Южной Европе.

Вскоре после этого состоялся первый крестовый поход. Однако мусульмане по-прежнему оставались основными дей­ству­ю­щи­ми лицами в меж­ду­на­род­ной торговле вплоть до XVI века, а в некоторых регионах и в Новое время.

“Как товары попадали из Китая в Рим? Доставка занимала очень много времени, была сопряжена с огромным риском и состояла из множества этапов”.

Торговля с Китаем велась с древних времен и арабскими племенами, и народами, населявшими Европу. К VII веку н. э. арабы уже проникли далеко вглубь территории Китая.

Арабские купцы, в особенности персы, активно торговали с китайцами, используя Великий шелковый путь. Китайцы в свою очередь собирали большие морские флотилии и совершали экспедиции за сокровищами Индии, к островам Яве и Суматре, а позже и к побережью Восточной Африки.

“Согласно имеющимся письменным сви­де­тель­ствам, на всем протяжении истории торговли из всех про­из­во­ди­мых че­ло­ве­че­ством изделий товаром номер один были ткани”.

На море

Для античного мира была настолько важна морская торговля, что древ­не­гре­че­ские государства ожесточенно сражались друг с другом из-за проливов Геллеспонт (Дарданеллы) и Босфор.

Почвы в Греции не отличались особенным плодородием, и чтобы выжить, грекам приходилось менять оливковое масло и вино на привозные пшеницу и ячмень.

Афины стремились к господству над другими городами, которое позволило бы им стать великой морской державой и кон­тро­ли­ро­вать жизненно важные поставки зерна. Борьба за узкие морские проливы, а значит, и за всю торговлю между Черным и Эгейским морями велась в основном между Афинами и Спартой.

Перевес оказывался то на одной, то на другой стороне. Когда Александр Македонский пришел к власти, он позволил греческим судам бес­пре­пят­ствен­но провозить товары в своих водах.

“Торговля перцем была для древних римлян тем, чем для современных пред­при­им­чи­вых и нерав­но­душ­ных к богатству людей является ин­ве­сти­ци­он­ная де­я­тель­ность, – быстрым способом сказочно разбогатеть”.

В промежутке между XIV и XVII веками корица, гвоздика, мускатный орех, перец и другие пряности сменили масла и благовония как самые ценные товары.

Пряности везли по Великому шелковому пути, через Персидский залив, а затем Красное море. К XVI веку в морской торговле с Азией главную роль стали играть португальцы, за которыми последовали генуэзцы, венецианцы и через некоторое время – голландцы.

Торговля с дальними странами приносила раз­но­об­раз­ные выгоды всем – от знати, которая одевалась в тончайшие китайские шелка и душилась сладкими восточными бла­го­во­ни­я­ми, до целых народов, таких как греки, рацион которых складывался в основном из им­пор­ти­ру­е­мых зерновых.

Однако по оживленным торговым путям транс­пор­ти­ро­ва­лись не только необходимые товары и предметы роскоши, но и смертельные ин­фек­ци­он­ные заболевания, например чума.

“Черная смерть” была завезена из азиатских степей в Европу и на Восток, где она, по некоторым оценкам, унесла в XIV веке жизни ста миллионов человек.

“К началу XVII века все дороги вели в Нидерланды – именно они создали первую в истории торговую сеть, охва­ты­ва­ю­щую весь мир”.

Открытие Нового Света

В 80-х годах XV века генуэзский мо­ре­пла­ва­тель Христофор Колумб обратился к испанским монархам с просьбой выделить деньги на снаряжение экспедиции с целью рас­сле­до­ва­ния нового западного пути к сказочным базарам Индии и Китая.

В то время многие об­ра­зо­ван­ные люди, такие как Колумб, уже не сомневались в том, что земля круглая, но Фердинанд и Изабелла сочли план Колумба настолько труд­но­вы­пол­ни­мым и без­рас­суд­ным, что сначала отклонили его предложение.

Позже, однако, они согласились вложить средства в смелое предприятие, и в 1492 году три судна Колумба достигли Нового Света. В тот же период пор­ту­галь­ский мореход Васко да Гама совершил плавание в Индию вокруг Африки, проплыв в общей сложности свыше 40 тысяч километров.

В течение 95 дней его корабли находились вдали от суши. Такие экспедиции, которые по тем временам были настоящим подвигом, коренным образом преобразили мировую торговлю и экономику.

“Как оказывается, в основе гло­ба­ли­за­ции лежит не одно событие и даже не цепочка событий, а процесс, который медленно развивался на протяжении огромного периода времени”.

По мере того как отважные мореходы и купцы открывали новые земли в западном полушарии, наполняя сундуки своих мо­гу­ще­ствен­ных патронов и не забывая о себе, мировая коммерция начала развиваться в совершенно новом направлении.

Старый Свет по­зна­ко­мил­ся с рас­ти­тель­ны­ми культурами Америки, в частности, с кукурузой и картофелем, а колонисты привезли в западное полушарие кофе и сахарный тростник.

Одним из самых прибыльных направлений меж­ду­на­род­ной торговли стала торговля рабами: с начала XVI века по 1860-е годы из Африки в Новый Свет было доставлено около 9,5 миллиона рабов.

Меж­кон­ти­нен­таль­ные контакты повлияли и на другие стороны жизни: пу­те­ше­ствен­ни­ки по-прежнему рас­про­стра­ня­ли иноземные болезни, теперь уже перевозя их через океаны.

В XIV веке конкистадор Эрнан Кортес “им­пор­ти­ро­вал” в Новый Свет оспу. В то время как у его испанского экипажа был иммунитет к этому заболеванию, ацтеки оказались перед ним беззащитны, и эпидемия оспы стала одной из причин гибели целой цивилизации.

“Если границу не дозволено пересекать товарам, то это делают солдаты”. (Фредерик Бастиа, французский экономист XIX века)

К началу XVII века голландские и испанские мо­ре­пла­ва­те­ли нанесли на карты все основные направления ветров, благодаря чему морские путешествия стали не такими трудными и рис­ко­ван­ны­ми.

Открытие испанцами огромных залежей серебра в Перу и Мексике подтолкнуло развитие денежной системы; испанская монета в восемь реалов получила хождение во всей Америке.

В меж­ду­на­род­ной торговле стали гла­вен­ство­вать большие корпорации. С появлением в колониях новых источников дешевой рабочей силы и средств про­из­вод­ства сельское хозяйство и текстильная про­мыш­лен­ность Старого Света впервые испытали сильное воздействие конкуренции.

“В целом свободная торговля приносит че­ло­ве­че­ству выгоду; она же порождает множество неудачников, которые не могут спокойно примириться с новым порядком”.

Мир становится ближе

Связи с дальними странами изменили характер коммерции. Между кон­ти­нен­та­ми шел интенсивный обмен такими культурами, как хлопок, кофе и сахарный тростник; даже чай, который прежде был “фирменным продуктом” Китая, научились выращивать в других странах.

В XVIII веке китайский шелк уступил в по­пу­ляр­но­сти хлопку. Эти события привели к изменению структуры меж­ду­на­род­ной торговли. В XIX веке огромный шаг вперед сделал транспорт.

Строились железные дороги и пароходы, возникли новые технологии охлаждения пищевой продукции, было усо­вер­шен­ство­ва­но про­из­вод­ство стали.

У про­из­во­ди­те­лей появились более удобные, надежные и дешевые способы транс­пор­ти­ров­ки товаров, позволившие доставлять их на большие расстояния.

К тому же благодаря изобретению телеграфа продавцы и покупатели теперь могли быстро до­го­ва­ри­вать­ся о поставках.

“У человека есть внутренняя потребность что-то куда-то везти, торговаться и менять одну вещь на другую”. (Адам Смит)

Свободная торговля

Начиная с XV века Англия ввела ряд законов, уста­нав­ли­вав­ших пошлины на ввозимое зерно. Эти так называемые Хлебные законы со временем устарели, и о них никто уже не вспоминал.

Однако, когда в 1756 году началась Семилетняя война, запасы зерна истощились, и граждане внезапно за­ин­те­ре­со­ва­лись торговой политикой своего государства. На улицы вышли тысячи людей, про­те­сто­вав­ших против нехватки зерна.

Затем внимание нации со­сре­до­то­чи­лось на других им­пор­ти­ру­е­мых товарах, в частности, хлоп­ча­то­бу­маж­ных тканях из Индии.

Дебаты по поводу того, какой пошлиной облагать импорт и как выстраивать структуру экспорта, с тех пор не пре­кра­ща­ют­ся; сегодня они ведутся не только в отдельных странах, но и на уровне меж­ду­на­род­ных организаций.

Соединенные Штаты, имеющие гигантский внутренний рынок, всегда уста­нав­ли­ва­ли высокие тарифы на импортную продукцию.

Рес­пуб­ли­кан­цы обычно выступают за про­тек­ци­о­нист­ские меры, а демократы – против. Принятый в 1930 году Закон Смута-Хоули о тарифах, “один из самых скандальных законов, когда-либо одобренных Конгрессом”, поднял и без того уже высокие пошлины на импорт еще выше.

В ответ и другие страны повысили свои таможенные тарифы, в результате чего в начале 1930-х годов объемы меж­ду­на­род­ной торговли сократились почти до нуля.

Гос­сек­ре­та­рю США при Франклине Рузвельте Корделлу Халлу удалось убедить Конгресс в необ­хо­ди­мо­сти поощрения свободной торговли.

Благодаря Халлу в 1934 году был принят Закон о взаимных торговых соглашениях, который открыл аме­ри­кан­ский рынок для других стран. С тех пор в течение последующих 50 лет внешняя торговля США росла в среднем на 6,4% в год.

Бес­по­шлин­ная торговля приносит неоспоримую выгоду народам всего мира. Ис­сле­до­ва­ния показывают, что ВВП в пересчете на душу населения больше в странах, в которых нет ограничений внешней торговли, чем в странах с жесткой торговой политикой.

Свободная торговля подобна любой игре с нулевой суммой – если одни игроки выигрывают, другие обязательно проигрывают. А счет ведется в денежных знаках и километрах.