Великолепный обмен — Уильям Бернстайн, как торговля изменила мир.
От лодок, обитых шкурами, и до современных танкеров – исследование влияния международной торговли на развитие цивилизации.
Главная ценность этой книги – в последовательном описании истории международной торговли, насчитывающей тысячи лет, в обилии фактов, интересных параллелей и в мастерском изложении.
Но вам, несомненно, придутся по душе и малоизвестные подробности, которыми специалист по теории финансов Уильям Бернстайн дополняет свое повествование.
Например, знаете ли вы, что “Бостонское чаепитие”, легендарное событие 1773 года, послужившее толчком к началу американской войны за независимость, было не самоотверженным порывом патриотизма, а хитроумной выдумкой торговцев и контрабандистов, движимых исключительно корыстными интересами?
И что эта “операция”, между прочим, обошлась колонистам в очень большую сумму?
А как вам понравится история о том, что кофе был открыт в 700 году н. э. эфиопским пастухом, который заметил, что его козы и верблюды всю ночь бродят по окрестностям, наевшись красных плодов какого-то незнакомого кустарника?
А о том, что в древности китайские торговцы иногда добавляли в чай опилки, чтобы увеличить объем своего драгоценного экспортного товара?
Бернстайн щедро делится с читателем такими приятными мелочами, однако главная его задача – дать полную, подробную, основанную на фактах картину развития международной торговли от ее зарождения в доисторические времена до наших дней.
Из краткого содержания книги вы узнаете:
- О зарождении и развитии международной торговли;
- О распространении торговли на западное полушарие;
- Почему мировая торговля является важнейшим экономическим фактором.
Основные идеи
- Торговля между народами существует тысячи лет. Она оказала огромное влияние на развитие цивилизации.
- На протяжении истории торговля была для многих народов основным источником благосостояния.
- Вначале на большие расстояния перевозили только наиболее редкие и дорогостоящие товары: шелк, ладан, драгоценные камни и золото.
- На смену этим товарам пришли пряности.
- Для доставки товаров по караванным путям, проходящим по пустыне, купцы использовали верблюдов, приспособленных к жизни в засушливых районах.
- В древности торговля, как морская, так и сухопутная, была опасным для жизни предприятием, зато она приносила огромные доходы.
- Многие войны между государствами были вызваны стремлением контролировать торговые пути и господствовать в международной торговле.
- Первенство в мировой торговле переходило от одних народов к другим: от арабских купцов к португальцам, голландцам и так далее.
- В результате открытия Нового Света Европа и Азия познакомились с новыми растительными культурами, среди которых были кукуруза, картофель и табак.
- Глобализация – это процесс, уходящий своими корнями в глубокое прошлое.
Краткое содержание Великолепный обмен Уильям Бернстайн
Вглубь веков
Свидетельства глобализации на полках магазинов не удивляют современного покупателя: мы привыкли видеть электронику, привезенную из Тайваня, фрукты из Аргентины, одежду из Китая и автомобили из Кореи.
К ярлыкам “сделано в…” на товарах мы относимся, как к чему-то само собой разумеющемуся. В то время как межконтинентальная торговля возникла сравнительно недавно, торговля между различными географическими регионами и между разными народами была важной составляющей в жизни людей уже с глубокой древности.
Тысячи лет назад торговцы везли в дальние страны только самые ценные товары – шелк, золото и серебро, пряности, ювелирные камни, фарфор, целебные снадобья, – пользуясь существовавшими веками маршрутами, шедшими по суше и по морю, например Великим шелковым путем.
Доставлять товары на большие расстояния было чрезвычайно трудно и дорого, хотя из деревень на городские базары издревле регулярно возили сельскохозяйственную продукцию.
Историки и археологи располагают многочисленными подтверждениями существования международной торговли с доисторических времен. У жителей Северной Европы лодки появились около 15 тысяч лет назад, и именно их, судя по всему, использовали для перевозки товаров.
Оседлые племена транспортировали по воде продукты сельского хозяйства и выменивали их у охотников и собирателей на шкуры диких животных.
Одним из первых предметов торгового обмена был обсидиан – твердый материал, образующийся при охлаждении расплавленных горных пород, который прекрасно подходил для изготовления режущих инструментов и наконечников копий и стрел.
На территории материковой Греции, где обсидиан не встречается в природе, ученые находят осколки, возраст которых – 12 тысяч лет.
Скорее всего, “вулканическое стекло” было привезено с острова Милос, находящегося на расстоянии примерно 120 километров от материка.
На территории Месопотамии, где нет месторождений меди, археологи нашли медные шлемы, которые носили шумерские воины в третьем тысячелетии до н. э. Медь привозили с медных копей, расположенных за сотни километров, для обмена на местные продукты.
“В какой-то никем незадокументированный доисторический момент один человек или группа людей положили начало международной торговле, сев в лодку и отправившись в путешествие по воде”.
Перевозить товары водным путем было и проще, и дешевле, чем по суше. Греческий историк Геродот оставил нам описание лодок – первых “торговых судов”, использовавшихся для торговли между Арменией и Вавилоном.
По своей форме такая лодка напоминала круглый щит, а по конструкции представляла собой деревянные рамы, обтянутые шкурами. Самая большая лодка могла транспортировать до 14 тонн груза, правда, только вниз по течению.
В конце путешествия шкуры снимали с каркаса, который сжигали, и везли обратно на ослах. В древние времена перевозка товаров была смертельно опасным предприятием.
На дорогах купцов подстерегали разбойники, которые, не раздумывая, убивали их ради того, чтобы завладеть грузом. Морские маршруты были еще опаснее – суда были ненадежными, знания навигации – очень примитивными, и торговцы гибли во время штормов или от руки пиратов.
И все же товары продолжали доставлять и по суше, и по морю – настолько огромные прибыли приносила торговля.
“Одним из самым первых товаров, доставлявшихся водным путем, был обсидиан – вулканическое стекло”.
Верблюды, парфюмерия и разбойники
В период позднего плейстоцена, закончившегося около 10 тысяч лет назад, между Аляской и Евразией на месте Берингова пролива существовал перешеек, который ученые назвали Берингией.
По этому “мосту” люди мигрировали в западное полушарие, а в восточное полушарие попали лошади и верблюды. Последнее событие имело огромное значение для развития торговли.
Верблюд очень рационально устроен: его тело чрезвычайно экономно расходует влагу, он теряет намного меньше жидкости с потом, чем другие животные.
Благодаря этим свойствам верблюды могут несколько дней, и даже недель, жить без воды и прекрасно чувствуют себя в засушливых районах. Эти выносливые животные стали основным грузовым транспортом в Азии, в том числе и в Аравийской пустыне.
Купцы также использовали и ослов, но основную работу делал неутомимый верблюд. Один погонщик верблюдов, у которого в распоряжении было от трех до шести животных, мог за один день перевезти 2 тонны груза на расстояние от 30 до 100 километров.
Торговцы везли через пустыню только самые дорогостоящие товары: благовония и парфюмерные масла – то, что очень ценилось в те времена, когда люди подолгу носили одну и ту же одежду и редко мылись, а общественной канализации не было вообще, либо она была в зачаточном состоянии. Ладан и мирра были самыми востребованными товарами наряду с шелком.
“Когда около 3300 года до н. э. появилась письменность, занавес истории поднялся, и обнаружилось, что на сцене уже давным-давно существуют отработанные схемы международной торговли”.
В семье, принадлежащей к племени богатых аравийских купцов, появился на свет основатель ислама пророк Мухаммед. Его преемник Абу Бакр был торговцем тканями.
Возникнув в среде, где одним из основных занятий людей была транзитная торговля, ислам всегда с уважением относился к движению и продаже товаров.
В Коране говорится: “Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию”.
Религия не позволяла первым мусульманам красть у своих единоверцев, но к ограблению неверных отношение было совсем другим, поэтому мусульмане становились грабителями на дорогах, не опасаясь божьего гнева.
Ислам быстро распространился, и контроль над важнейшими караванными путями оказался в руках у мусульман, поэтому большую часть международной торговли осуществляли именно они.
Арабский флот царил на море, а на суше разбойники держали в страхе тех, кто пользовался сухопутными маршрутами.
После смерти Мухаммеда в 632 году ислам стал главной экономической и социальной силой в Евразии, сохраняя свое значение до конца XI века, когда христиане отвоевали ряд территорий в Испании и другие земли в Южной Европе.
Вскоре после этого состоялся первый крестовый поход. Однако мусульмане по-прежнему оставались основными действующими лицами в международной торговле вплоть до XVI века, а в некоторых регионах и в Новое время.
“Как товары попадали из Китая в Рим? Доставка занимала очень много времени, была сопряжена с огромным риском и состояла из множества этапов”.
Торговля с Китаем велась с древних времен и арабскими племенами, и народами, населявшими Европу. К VII веку н. э. арабы уже проникли далеко вглубь территории Китая.
Арабские купцы, в особенности персы, активно торговали с китайцами, используя Великий шелковый путь. Китайцы в свою очередь собирали большие морские флотилии и совершали экспедиции за сокровищами Индии, к островам Яве и Суматре, а позже и к побережью Восточной Африки.
“Согласно имеющимся письменным свидетельствам, на всем протяжении истории торговли из всех производимых человечеством изделий товаром номер один были ткани”.
На море
Для античного мира была настолько важна морская торговля, что древнегреческие государства ожесточенно сражались друг с другом из-за проливов Геллеспонт (Дарданеллы) и Босфор.
Почвы в Греции не отличались особенным плодородием, и чтобы выжить, грекам приходилось менять оливковое масло и вино на привозные пшеницу и ячмень.
Афины стремились к господству над другими городами, которое позволило бы им стать великой морской державой и контролировать жизненно важные поставки зерна. Борьба за узкие морские проливы, а значит, и за всю торговлю между Черным и Эгейским морями велась в основном между Афинами и Спартой.
Перевес оказывался то на одной, то на другой стороне. Когда Александр Македонский пришел к власти, он позволил греческим судам беспрепятственно провозить товары в своих водах.
“Торговля перцем была для древних римлян тем, чем для современных предприимчивых и неравнодушных к богатству людей является инвестиционная деятельность, – быстрым способом сказочно разбогатеть”.
В промежутке между XIV и XVII веками корица, гвоздика, мускатный орех, перец и другие пряности сменили масла и благовония как самые ценные товары.
Пряности везли по Великому шелковому пути, через Персидский залив, а затем Красное море. К XVI веку в морской торговле с Азией главную роль стали играть португальцы, за которыми последовали генуэзцы, венецианцы и через некоторое время – голландцы.
Торговля с дальними странами приносила разнообразные выгоды всем – от знати, которая одевалась в тончайшие китайские шелка и душилась сладкими восточными благовониями, до целых народов, таких как греки, рацион которых складывался в основном из импортируемых зерновых.
Однако по оживленным торговым путям транспортировались не только необходимые товары и предметы роскоши, но и смертельные инфекционные заболевания, например чума.
“Черная смерть” была завезена из азиатских степей в Европу и на Восток, где она, по некоторым оценкам, унесла в XIV веке жизни ста миллионов человек.
“К началу XVII века все дороги вели в Нидерланды – именно они создали первую в истории торговую сеть, охватывающую весь мир”.
Открытие Нового Света
В 80-х годах XV века генуэзский мореплаватель Христофор Колумб обратился к испанским монархам с просьбой выделить деньги на снаряжение экспедиции с целью расследования нового западного пути к сказочным базарам Индии и Китая.
В то время многие образованные люди, такие как Колумб, уже не сомневались в том, что земля круглая, но Фердинанд и Изабелла сочли план Колумба настолько трудновыполнимым и безрассудным, что сначала отклонили его предложение.
Позже, однако, они согласились вложить средства в смелое предприятие, и в 1492 году три судна Колумба достигли Нового Света. В тот же период португальский мореход Васко да Гама совершил плавание в Индию вокруг Африки, проплыв в общей сложности свыше 40 тысяч километров.
В течение 95 дней его корабли находились вдали от суши. Такие экспедиции, которые по тем временам были настоящим подвигом, коренным образом преобразили мировую торговлю и экономику.
“Как оказывается, в основе глобализации лежит не одно событие и даже не цепочка событий, а процесс, который медленно развивался на протяжении огромного периода времени”.
По мере того как отважные мореходы и купцы открывали новые земли в западном полушарии, наполняя сундуки своих могущественных патронов и не забывая о себе, мировая коммерция начала развиваться в совершенно новом направлении.
Старый Свет познакомился с растительными культурами Америки, в частности, с кукурузой и картофелем, а колонисты привезли в западное полушарие кофе и сахарный тростник.
Одним из самых прибыльных направлений международной торговли стала торговля рабами: с начала XVI века по 1860-е годы из Африки в Новый Свет было доставлено около 9,5 миллиона рабов.
Межконтинентальные контакты повлияли и на другие стороны жизни: путешественники по-прежнему распространяли иноземные болезни, теперь уже перевозя их через океаны.
В XIV веке конкистадор Эрнан Кортес “импортировал” в Новый Свет оспу. В то время как у его испанского экипажа был иммунитет к этому заболеванию, ацтеки оказались перед ним беззащитны, и эпидемия оспы стала одной из причин гибели целой цивилизации.
“Если границу не дозволено пересекать товарам, то это делают солдаты”. (Фредерик Бастиа, французский экономист XIX века)
К началу XVII века голландские и испанские мореплаватели нанесли на карты все основные направления ветров, благодаря чему морские путешествия стали не такими трудными и рискованными.
Открытие испанцами огромных залежей серебра в Перу и Мексике подтолкнуло развитие денежной системы; испанская монета в восемь реалов получила хождение во всей Америке.
В международной торговле стали главенствовать большие корпорации. С появлением в колониях новых источников дешевой рабочей силы и средств производства сельское хозяйство и текстильная промышленность Старого Света впервые испытали сильное воздействие конкуренции.
“В целом свободная торговля приносит человечеству выгоду; она же порождает множество неудачников, которые не могут спокойно примириться с новым порядком”.
Мир становится ближе
Связи с дальними странами изменили характер коммерции. Между континентами шел интенсивный обмен такими культурами, как хлопок, кофе и сахарный тростник; даже чай, который прежде был “фирменным продуктом” Китая, научились выращивать в других странах.
В XVIII веке китайский шелк уступил в популярности хлопку. Эти события привели к изменению структуры международной торговли. В XIX веке огромный шаг вперед сделал транспорт.
Строились железные дороги и пароходы, возникли новые технологии охлаждения пищевой продукции, было усовершенствовано производство стали.
У производителей появились более удобные, надежные и дешевые способы транспортировки товаров, позволившие доставлять их на большие расстояния.
К тому же благодаря изобретению телеграфа продавцы и покупатели теперь могли быстро договариваться о поставках.
“У человека есть внутренняя потребность что-то куда-то везти, торговаться и менять одну вещь на другую”. (Адам Смит)
Свободная торговля
Начиная с XV века Англия ввела ряд законов, устанавливавших пошлины на ввозимое зерно. Эти так называемые Хлебные законы со временем устарели, и о них никто уже не вспоминал.
Однако, когда в 1756 году началась Семилетняя война, запасы зерна истощились, и граждане внезапно заинтересовались торговой политикой своего государства. На улицы вышли тысячи людей, протестовавших против нехватки зерна.
Затем внимание нации сосредоточилось на других импортируемых товарах, в частности, хлопчатобумажных тканях из Индии.
Дебаты по поводу того, какой пошлиной облагать импорт и как выстраивать структуру экспорта, с тех пор не прекращаются; сегодня они ведутся не только в отдельных странах, но и на уровне международных организаций.
Соединенные Штаты, имеющие гигантский внутренний рынок, всегда устанавливали высокие тарифы на импортную продукцию.
Республиканцы обычно выступают за протекционистские меры, а демократы – против. Принятый в 1930 году Закон Смута-Хоули о тарифах, “один из самых скандальных законов, когда-либо одобренных Конгрессом”, поднял и без того уже высокие пошлины на импорт еще выше.
В ответ и другие страны повысили свои таможенные тарифы, в результате чего в начале 1930-х годов объемы международной торговли сократились почти до нуля.
Госсекретарю США при Франклине Рузвельте Корделлу Халлу удалось убедить Конгресс в необходимости поощрения свободной торговли.
Благодаря Халлу в 1934 году был принят Закон о взаимных торговых соглашениях, который открыл американский рынок для других стран. С тех пор в течение последующих 50 лет внешняя торговля США росла в среднем на 6,4% в год.
Беспошлинная торговля приносит неоспоримую выгоду народам всего мира. Исследования показывают, что ВВП в пересчете на душу населения больше в странах, в которых нет ограничений внешней торговли, чем в странах с жесткой торговой политикой.
Свободная торговля подобна любой игре с нулевой суммой – если одни игроки выигрывают, другие обязательно проигрывают. А счет ведется в денежных знаках и километрах.