Эмоциональный интеллект руководителя Дэвид Карузо саммари

Как развивать и применять эмоциональный интеллект руководителя.

Руководитель, обладающий эмоциональным интеллектом, не отгораживается на работе от чувств. Он использует их как ценный источник информации.

Считается, что эмоции мешают работе, отвлекают и заставляют мысли двигаться в неверном направлении. Авторы этой книги профессора Йельского уни­вер­си­те­та Дэвид Карузо и Питер Сэловей утверждают обратное.

Они доказывают, что эмоции – неотъ­ем­ле­мая часть мыс­ли­тель­но­го процесса, а попытка от них избавиться приводит к снижению эф­фек­тив­но­сти, неверным решениям, неспо­соб­но­сти правильно выстраивать меж­лич­ност­ные отношения и мо­ти­ви­ро­вать подчиненных.

Поэтому ру­ко­во­ди­те­лям следует развивать в себе эмо­ци­о­наль­ный интеллект – не иг­но­ри­ро­вать свои чувства, а, наоборот, при­слу­ши­вать­ся к ним в процессе анализа ситуации и принятия решений.

В книге приводятся результаты множества ис­сле­до­ва­ний психологов, случаи из практики менеджеров, прак­ти­че­ские ре­ко­мен­да­ции, упражнения и списки вопросов для оценки собственных навыков.

 

Из краткого содержания книги вы узнаете:

  • Что такое эмо­ци­о­наль­ный интеллект;
  • Почему его необходимо развивать;
  • Как научиться лучше понимать свои эмоции и эмоции окружающих людей.

Основные идеи

  • Эмоции – это адаптивная форма поведения, а не ата­ви­сти­че­ские импульсы, оставленные нам в наследство эво­лю­ци­он­ным процессом.
  • Эмоции несут в себе ценную информацию. Это первичные сигналы, снабжающие нас данными.
  • Попытки многих компаний заставить сотрудников подавлять свои чувства контр­про­дук­тив­ны.
  • Людям крайне редко удается подавлять или скрывать свои эмоции.
  • Стремление справиться со своими чувствами приводит к замедлению мыс­ли­тель­но­го процесса.
  • Любое – позитивное или негативное – чувство можно успешно ис­поль­зо­вать для принятия решений.
  • Умение понять подлинные чувства сотрудников дает ру­ко­во­ди­те­лю множество преимуществ.
  • Эмоции не возникают просто так. За каждой из них стоит опре­де­лен­ная причина и логическая по­сле­до­ва­тель­ность.
  • Распознать чужие эмоции позволяет вни­ма­тель­ное наблюдение за мимикой, тембром голоса и языком тела собеседника.
  • Наделенный эмо­ци­о­наль­ным интеллектом ру­ко­во­ди­тель может предсказать, какими чувствами будет со­про­вож­дать­ся та или иная ситуация в будущем.

Краткое содержание Эмоциональный интеллект руководителя

Эмоции связаны с интеллектом

Проявление эмоций на рабочем месте обычно считается неуместным. Тот, кто решил все-таки дать волю чувствам, может услышать советы вроде “Не надо так волноваться”; “Вам не помешало бы научиться действовать с холодной головой”; “Не будем давать волю эмоциям. Здесь нужен ра­ци­о­наль­ный подход”.

Все эти знакомые многим советы отражают ошибочное, хотя и очень рас­про­стра­нен­ное пред­став­ле­ние о том, что, собственно, такое эмоции. Это пред­став­ле­ние сводится к тому, что эмоции – это эво­лю­ци­он­ный атавизм, своего рода аппендикс, что “совершенный человек” должен быть более ра­ци­о­наль­ным, а значит, менее эмо­ци­о­наль­ным.

Поэтому от эмоций следует избавляться, насколько это возможно. Жить и работать без них будет куда проще.

Такой подход абсолютно неверен с научной точки зрения. Результаты ис­сле­до­ва­ния Антонио Дамасио, ней­ро­био­ло­га из Уни­вер­си­те­та Айовы, сви­де­тель­ству­ют: эмоции – не утратившее прежнее значение наследие предков, а неотъ­ем­ле­мая часть мыс­ли­тель­но­го процесса.

За миллионы лет эволюции че­ло­ве­че­ский мозг становился все сложнее, но его эмо­ци­о­наль­ная со­став­ля­ю­щая при этом неизменно сохранялась. Она неразрывно связана с интеллектом.

“Эмоции имеют ко­лос­саль­ное значение – всегда. Мы верим, что иг­но­ри­ро­вать их или отрицать то, что наши чувства и чувства окружающих несут в себе особую мудрость, значит обрекать себя на поражение – и в личной жизни, и на работе”.

Шесть принципов эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта

Современным ру­ко­во­ди­те­лям необходимо обладать эмо­ци­о­наль­ным интеллектом, то есть научиться объединять эмо­ци­о­наль­ную и ра­ци­о­наль­ную реакции.

Если при принятии решения отдать пред­по­чте­ние чему-то одному – или разуму, или чувствам, то оно в итоге может оказаться неверным. Вот шесть основных принципов эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта:

  1. Эмоции содержат важную информацию.Эмоции не случайны и не хаотичны. Они не пре­пят­ству­ют мышлению, а являются одной из его форм. Они несут информацию, которая в основном относится к окружающим нас людям. Эмоции готовят нас к действиям, кон­цен­три­ру­ют наше внимание, помогают достичь цели, а также спо­соб­ству­ют выживанию.
  2. Эмоции нельзя иг­но­ри­ро­вать.Сдерживая эмоции, мы запоминаем меньше информации. Борьба со своими чувствами отнимает у нас энергию и внимание, которые могли бы быть потрачены на получение и обработку новой информации. Это, конечно, не значит, что мы должны постоянно быть во власти переживаний. Это значит, что нам необходимо признать важную роль эмоций и ис­поль­зо­вать их для достижения хороших результатов на работе.
  3. Эмоции редко удается скрыть.В некоторых ор­га­ни­за­ци­ях сотрудников специально учат тщательно скрывать свои чувства. Особенно это характерно для компаний сферы об­слу­жи­ва­ния. Но подлинные чувства человека не так уж сложно распознать. А попытка скрыть их ведет к неверным решениям и росту взаимного недоверия в коллективе.
  4. Чтобы принимать эффективные решения, нужно учитывать эмоции.По­ло­жи­тель­ные эмоции побуждают нас вза­и­мо­дей­ство­вать с окружающими, расширяют границы нашего мышления. От­ри­ца­тель­ные – пре­ду­пре­жда­ют об опасности, заставляют кон­цен­три­ро­вать­ся, менять свой образ мышления. Все это влияет на принимаемые нами решения.
  5. Эмоции подчиняются при­чин­но-след­ствен­ным связям.Эмоции не возникают спонтанно. Каждая из них развивается по опре­де­лен­но­му сценарию. Приведем пример. Менеджер по продажам очень удивилась тому, что ее клиент общается с ней на повышенных тонах. По мнению менеджера, у него не было для этого никаких оснований. На самом же деле были: сначала менеджер сорвала сроки выполнения заказа, затем не отвечала на звонки клиента и, в конце концов, так и не позвонив ему, ушла в отпуск. Эти поступки привели к по­сле­до­ва­тель­но­му фор­ми­ро­ва­нию у клиента чувства раздражения и затем гнева.
  6. Существуют не только уни­вер­саль­ные, но и уникальные эмоции.Например, радость – это уни­вер­саль­ная эмоция; улыбка будет одинаково воспринята во всем мире. Но существуют и такие эмоции, которые могут по-разному вос­при­ни­мать­ся в зависимости от пола (к примеру, считается, что мальчики не должны плакать), сферы де­я­тель­но­сти (юристы по сравнению с ре­кла­ми­ста­ми гораздо более сдержанны), на­ци­о­наль­ной культуры (японец сильно смутится, если американец обнимет его на прощание) и других факторов.

“Интеграция ра­ци­о­наль­но­го и эмо­ци­о­наль­но­го… это ключ к успеху ру­ко­во­ди­те­ля”.

Матрица эмоций

Чтобы развить эмо­ци­о­наль­ный интеллект, необходимо научиться считывать информацию, которую сообщают нам чувства. Некоторые это делают с легкостью, другим для этого может по­на­до­бить­ся пошаговая инструкция.

“Матрица эмоций” включает в себя следующие этапы, пред­по­ла­га­ю­щие наличие у ру­ко­во­ди­те­ля четырех основных эмо­ци­о­наль­ных навыков:

  1. Рас­по­зна­вай­те характер эмоций.Речь идет о и ваших собственных чувствах, и о чувствах других людей. Чтобы понять эмоции собеседника или подчиненных, внимательно слушайте, задавайте вопросы, пе­ре­фра­зи­руй­те сказанное.
  2. Используйте эмоции.Разберитесь в том, какие чувства оказывают влияние на процесс мышления – ваш собственный и членов вашей команды.
  3. Пред­ска­зы­вай­те эмоции.Определите, в чем причины возникших эмоций и возможные эмо­ци­о­наль­ные сценарии – какие чувства и как могут проявиться в дальнейшем.
  4. Управляйте эмоциями.Эмоции несут информацию (см. пункт 1) и влияют на наше мышление (см. пункт 2), поэтому необходимо учитывать их в анализе ситуации, вынесении суждений, принятии решений, выборе стратегии поведения. Объединив ра­ци­о­наль­ное и эмо­ци­о­наль­ное мышление, вы сможете выяснить причину проблемы и решить ее.

“Эмоции не случайны. Каждая эмоция развивается по своему сценарию, как в шахматах каждая фигура ходит по-своему. Вы просто должны знать, какая фигура как ходит”.

Обладающий развитым эмо­ци­о­наль­ным интеллектом ру­ко­во­ди­тель умеет рас­по­зна­вать чувства своих подчиненных с такой точностью, будто они носят на себе бейджи с описанием своего эмо­ци­о­наль­но­го состояния.

Вероятно, это связано с тем, что такой ру­ко­во­ди­тель в первую очередь хорошо разбирается в собственных чувствах. И не боится де­мон­стри­ро­вать окружающим свои эмоции – от разо­ча­ро­ва­ния до восторга.

“Эмоции содержат данные о вас и вашем мире. Эмоции – это не случайные хаотические события, которые вторгаются в наше мышление”.

Ру­ко­во­ди­те­ли с недо­ста­точ­но развитым эмо­ци­о­наль­ным интеллектом не способны понимать эмоции окружающих. Они пред­по­чи­та­ют промолчать, а не вести разговор о чувствах.

Свои эмоции они выражают крайне редко, предпочитая сохранять бес­при­страст­ное выражение лица. Такие ру­ко­во­ди­те­ли не в состоянии понять и объяснить собственные чувства.

“Суть де­я­тель­но­сти ру­ко­во­ди­те­ля не в том, чтобы избегать конфликта и стремиться всех навсегда осчаст­ли­вить. Менеджмент должен быть эффективным, а эф­фек­тив­ность пред­по­ла­га­ет целый спектр эмоций”.

Способность осознавать свои эмоции является важной со­став­ля­ю­щей эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта. Представьте, что вы сидите на совещании по продажам, которое вас не слишком интересует.

Что вы чувствуете и почему? Вы устали, и поэтому вам неинтересно? Быть может, вы раздражены, оттого что руководство попусту тратит ваше время? Вам скучно?

Любая ваша эмо­ци­о­наль­ная реакция на выступление содержит в себе важную информацию о самом выступлении. В данном случае это может быть сигнал о том, что докладчик не способен привлечь внимание аудитории.

Однако следите за тем, чтобы стремление осознавать свои эмоции не переросло в самокопание.

эмоциональный интеллект руководителя

“Несмотря на важность эмоций, им уделяют слишком мало внимания в нашем обя­за­тель­ном образовании, и мы, к сожалению, ведем себя неадекватно, когда стал­ки­ва­ем­ся с необ­хо­ди­мо­стью понять или проявить эмоции”.

Как рас­по­зна­вать чужие эмоции

Чтобы понимать, какие эмоции испытывает другой человек, необходимо уметь считывать выражение лица собеседника. Мимика – это система сигналов, несущих опре­де­лен­ную информацию.

Впрочем, нельзя забывать, что де­мон­стри­ру­е­мые людьми эмоции – например осле­пи­тель­ные улыбки на праздничной вечеринке – могут значительно отличаться от их подлинных чувств.

Поэтому если вы стремитесь развивать эмо­ци­о­наль­ный интеллект, вам необходимо учиться читать между строк, отличать подлинные чувства от деланых. Кстати, последние тоже содержат ценную информацию – по крайней мере о том, какое отношение к вам намерен показать собеседник.

Включая в анализ ситуации не только эмо­ци­о­наль­ные, но и по­ве­ден­че­ские данные, вы в результате получаете более полную картину.

“Нас учили тщательно кон­тро­ли­ро­вать чувства, которые мы испытываем и выражаем, а также что они уместны лишь в некоторых ситуациях и в опре­де­лен­ное время”.

Существуют три вида подсказок, которые помогают распознать подлинные эмоции человека: выражение лица, язык тела и голос. Слушая собеседника, обратите внимание на эмо­ци­о­наль­но окрашенные слова в его речи, высоту, тон и ритм голоса.

Оцените другую невер­баль­ную информацию – позу, жесты, мимику. Тщательно следите за любыми несо­от­вет­стви­я­ми между словами, тоном и выражением лица собеседника. Однако не торопитесь с выводами о том, чтó эти несо­от­вет­ствия означают.

Свое вы­ска­зы­ва­ние начните со слов: “Мне кажется, вы…” Так вам проще будет получить от собеседника под­твер­жде­ние тому, что вы верно определили характер его эмоций. Сверьте свои впечатления с мнением другого наблюдателя.

“Эмо­ци­о­наль­ная система… развита у животных и людей. Наши эмоции указывают нам правильное направление и мотивируют делать то, что должно делать”.

Как рас­по­зна­вать свои эмоции

Непро­ни­ца­е­мое лицо стоит делать только при игре в покер. В остальных случаях старайтесь невербально выражать свои чувства. При этом следите за тем, чтобы ваши слова и мимика со­от­вет­ство­ва­ли друг другу.

“Выражение радости – один из важных ин­стру­мен­тов эмо­ци­о­наль­но­го и ин­тел­лек­ту­аль­но­го управления, и нам надо чаще радоваться успехам и под­дер­жи­вать друг друга, чтобы снова испытать это чувство”.

Эмоции могут как сти­му­ли­ро­вать, так и тормозить мыс­ли­тель­ный процесс. Например, когда у нас хорошее настроение, то в голову чаще приходят интересные идеи и оптимальные решения.

Когда мы подавлены, мы хуже работаем. Однако это не значит, что негативные эмоции сказываются на нашем мышлении только сугубо от­ри­ца­тель­но.

Например, чувства бес­по­кой­ства, страха способны заставить нас скон­цен­три­ро­вать­ся и благодаря этому, скажем, помочь обнаружить важную ошибку в финансовой до­ку­мен­та­ции.

Поэтому вместо того чтобы со­про­тив­лять­ся чувствам и считать их контр­про­дук­тив­ны­ми, принимайте их как важную со­став­ля­ю­щую мыс­ли­тель­но­го процесса.

Определить свое эмо­ци­о­наль­ное состояние вам помогут следующие вопросы:

  1. Какие чувства я испытываю и насколько они сильны?
  2. Каким образом эти эмоции влияют на ход моих мыслей? О чем я сейчас думаю?
  3. Что стало причиной ис­пы­ты­ва­е­мых мною эмоций? Как они развивались? Какие изменения произойдут с ними в дальнейшем?
  4. Как я могу изменить свои эмоции? Нужно ли это делать? Как их следует изменить, чтобы принять правильное решение или нужным образом мо­ти­ви­ро­вать поведение?

“Если не уметь точно иден­ти­фи­ци­ро­вать эмоции, мы не сможем понять, устали мы или нам просто грустно, радостны мы или расстроены”.

Уровень эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта можно измерить так же, как IQ. Для этого ис­поль­зу­ют­ся различные тесты. Самый простой тест на умение правильно рас­по­зна­вать чужие эмоции – попробовать определить, какие чувства испытывает человек на фотографии.

“По-на­сто­я­ще­му разумный подход к управлению людьми должен выходить за рамки священного поиска идеальной ра­ци­о­наль­но­сти”.

Эмо­ци­о­наль­ная сфера достаточно сложна, но поскольку эмоции подчиняются причинно- след­ствен­ным за­ко­но­мер­но­стям, это позволяет пред­по­ло­жить, каким образом различные варианты развития событий отразятся на чувствах того или иного человека или группы людей.

Разумеется, пред­ска­зы­вать эмоции со сто­про­цент­ной точностью невозможно. Но если вы будете внимательно при­смат­ри­вать­ся к тому, что заставляет вас самих и окружающих испытывать опре­де­лен­ные чувства, то понемногу научитесь достаточно точно про­гно­зи­ро­вать следующее эмо­ци­о­наль­ное состояние – свое и окружающих вас людей.

“Точное рас­по­зна­ва­ние негативных эмоций – ключ к нашему бла­го­по­лу­чию и в некоторых случаях к выживанию”.

Как управлять своими эмоциями

Способность управлять своими чувствами – основа эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта. Управление эмоциями отнюдь не означает, что вы полностью избавитесь от переживаний.

Это означает, что в основе ваших поступков теперь будет лежать равновесие разума и чувств. Вы перестанете отдавать пред­по­чте­ние тому или другому.

“Для того чтобы стать менеджером, обладающим эмо­ци­о­наль­ным интеллектом, нужно осознавать эмоции и уметь оставаться открытым для них”.

Одно из уз­ко­спе­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний показало, что на работе до­ми­ни­ру­ю­щей эмоцией является гнев. Его открыто выражают 53% сотрудников, в то время как радость выражают лишь 19%.

Гневом нужно управлять. Но прежде чем вы сможете освоить управление собственным гневом или гневом окружающих, необходимо научиться различать чувство крайнего раздражения и действия, основанные на этом чувстве.

Гнев может быть как кон­струк­тив­ным, так и абсолютно де­струк­тив­ным. Например, он может заставить вас не сдаваться в какой-то за­труд­ни­тель­ной ситуации.

В то же время из-за его проявлений вы можете испортить отношения с окружающими, совершить поступок, о котором будете впо­след­ствии сожалеть.

Предположим, вы делаете доклад, во время которого подчиненный все время вас перебивает, подвергая сомнению вашу идею и явно срывая вашу презентацию. Чтобы правильно от­ре­а­ги­ро­вать, для начала осознайте, что вы разгневаны.

Скажите себе, что, судя по характеру вопросов, реальной опасности данная ситуация для вас не пред­став­ля­ет (гнев – эмоция, которая заставляет нас со­сре­до­то­чить­ся на по­тен­ци­аль­ной угрозе и пытаться ее предот­вра­тить). Затем по­ста­рай­тесь уяснить точку зрения оппонента.

Это поможет вам понять его чувства, а значит, и управлять ими. Возможный выход – сказать, что вам хотелось бы продолжить свое выступление, и пообещать оппоненту обсудить беспокоящие его вопросы позднее.

Гнев сам по себе не проблема. Проблема – понять, что его вызывает и что с этим делать.

Как управлять эмоциями группы людей

Спросите членов группы, какие чувства они испытывают по поводу ситуации, с которой столкнулись. Про­ана­ли­зи­руй­те, как эти чувства влияют на их мысли и поведение.

Разберитесь в том, чем вызваны именно такие эмоции. Это поможет вам понять, как они будут меняться по мере изменения ситуации. Решите, что следует сделать для того, чтобы эмоции сотрудников привели к нужному в данной ситуации поведению.

Ру­ко­во­ди­те­ли, обладающие эмо­ци­о­наль­ным интеллектом, создают крепкие команды, умеют планировать, принимать эффективные решения, доносить до сотрудников свои идеи и мо­ти­ви­ро­вать их. Они способны формировать в коллективе крепкие дружеские отношения.

Чтобы развить в себе эмо­ци­о­наль­ный интеллект, в первую очередь нужно согласиться с тем, что проявление эмоций – это нормально, что эмоции содержат информацию, помогающую не только адап­ти­ро­вать­ся к окружающим условиям, но и принимать решения.

В той мере, в какой вы научитесь объединять ра­ци­о­наль­ное мышление с эмо­ци­о­наль­ным, в той мере вы увеличите свои шансы на успех. Не стоит подавлять свои чувства, избегать их или бес­смыс­лен­но вы­плес­ки­вать. Используйте их как источник информации и вдохновения.

Приобрести книгу Эмоциональный интеллект руководителя